Лобанов Андрей Михайлович
Лоба́нов Андре́й Миха́йлович [28.7(10.8).1900, Москва – 18.2.1959, там же], российский режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1947).
В 1918–1920 гг. студент Московского университета. Учился в Москве – в студии артиста Московского художественного театра А. А. Гейрота (1919), Шаляпинской студии (1920, педагоги Е. Б. Вахтангов, Л. М. Леонидов, А. Д. Дикий), школе при 2-й Студии МХТ (1921–1922).
С 1924 г. актёр московского Театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Затем работал в профклубной мастерской, в 1926–1937 гг. – в Театре-студии под руководством Р. Н. Симонова. В 1930-е гг. Лобанов руководил Московским театром для детей. В 1944–1957 гг. в Московском театре имени М. Н. Ермоловой (в 1946–1956 главный режиссёр).
Уже первый значительный спектакль Лобанова – «Таланты и поклонники» А. Н. Островского (1931) – отличался свежестью трактовки, яркостью деталей.
Одно из самых заметных и дискуссионных событий 1930-х гг. – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1934, Театр-студия под руководством Симонова) в версии Лобанова. Возвратив пьесу в жанр комедии, режиссёр лишил её всякого лиризма. Разрушая зрительские стереотипы, Лобанов эксцентрически заострял ситуации, представлял характеры в непривычном ракурсе.
Легендой отечественной сцены стала постановка в 1939 г. в московском Театре Революции спектакля «Таня» А. Н. Арбузова, в котором Лобанов и исполнительница главной роли М. И. Бабанова, отойдя от типичной для советского театра той эпохи романтической патетики, рассказали лирическую историю о драме и чувствах частного человека.
Среди других постановок: «Водевили эпохи французской революции» (1932), «Женитьба Бальзаминова» (1932) и «Волки и овцы» (1937) А. Н. Островского, «Поднятая целина» по М. А. Шолохову (1934), «Всегда в пять» С. Моэма (1936), «Дети солнца» Максима Горького и «Живой труп» Л. Н. Толстого (обе – 1937).
Лобанов достигал естественного, непрерывного движения мизансцен, образующих своего рода зрительную партитуру спектакля. Глубина психологического анализа, точные жанровые зарисовки сочетались в его постановках с праздничной театральностью и гротескной заострённостью рисунка.
Спектакли «Бешеные деньги» (1945) и «Невольницы» (1948) Островского, «Старые друзья» Л. А. Малюгина (1946), «Спутники» В. Ф. Пановой (1947) предвещали театральное обновление последующих десятилетий. Одной из лучших режиссёрских работ Лобанова стал его последний спектакль – «На всякого мудреца довольно простоты» Островского в Московском театре сатиры (1958).
С 1933 г. преподавал в ГИТИСе (с 1948 профессор).
Среди учеников – Г. А. Товстоногов, А. А. Гончаров.
Сталинская премия 2-й степени (1946).