Гончаров Иван Александрович
Гончаро́в Ива́н Алекса́ндрович [6(18).6.1812, Симбирск, ныне Ульяновск – 15(27).9.1891, Cанкт-Петербург], русский писатель. Член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1860).
Из зажиточной купеческой семьи, сохранившей патриархальный уклад жизни. Учился в Московском коммерческом училище (1822–1830). В 1830 г. для поступления в университет был уволен из купеческого звания, в 1834 г. окончил словесное отделение Московского университета. Служил секретарём в канцелярии симбирского губернатора (1834 – апрель 1835), в Департаменте внешней торговли Министерства финансов (Санкт-Петербург) в качестве переводчика (1835). С лета 1835 г. домашний учитель в доме Н. А. Майкова (отца А. Н. Майкова, В. Н. Майкова и Л. Н. Майкова), в литературно-художественном салоне которого Гончаров познакомился со многими писателями, журналистами; в рукописных журналах Майковых помещал стихи и повести шуточного содержания (в том числе «Лихая болесть», 1838; «Счастливая ошибка», 1839). В 1856–1860 гг. цензор Петербургского цензурного комитета; в 1862–1863 гг. редактор газеты «Северная почта». С декабря 1857 г. по весну 1858 г. преподавал русскую словесность цесаревичу Николаю Александровичу (сын Александра II; 1843–1865). С 1863 г. на службе в Совете по делам книгопечатания, с 1865 г. в Совете Главного управления по делам печати. В 1867 г. вышел в отставку в чине действительного статского советника. В 1876 г. избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете (почётный член с 1885).
Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847), принёсшем Гончарову известность, отчётливо проявилась способность писателя преображать частные характеры и местные ситуации в общечеловеческие типы и коллизии. В основе романа – извечный конфликт идеализма и рационально-прагматического практицизма, находящий выражение в столкновении 20-летнего провинциала Александра Адуева, выпускника Московского университета, и его 37-летнего дядюшки, столичного чиновника и предпринимателя Петра Ивановича. В этом противоборстве жизнепониманий, возрастов (молодости и зрелости), исторических формаций (патриархально-русской и новой, ориентированной на западноевропейскую модель) Гончаров не стоял на стороне ни одного из оппонентов, но поверял позицию каждого на соответствие гармонической «норме» человеческого бытия, подлинной полноте жизни, выявляя в итоге их равно пагубную односторонность.
В качестве секретаря экспедиции под начальством вице-адмирала Е. В. Путятина Гончаров в 1852–1854 гг. участвовал в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада». Путевые записки, появлявшиеся в периодике, составили книгу «Фрегат "Паллада"» (отдельное издание – 1858) – уникальный образец «географического романа» (М. М. Бахтин), героями которого стали целые народы, страны и континенты. Гончаров не абсолютизировал какой-либо из национальных укладов (например, наиболее развитой в промышленном и торговом отношении Великобритании), но видел залог подлинного прогресса своей страны и всего человечества в синтезе противоположных начал человеческого бытия: делового и созерцательного, рационального и эмоционального, цивилизованного и «естественного».
В 1859 г. вышел в свет роман Гончарова «Обломов», сразу же признанный выдающимся художественным явлением (Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и др.). Его центральный персонаж – русский дворянин Илья Ильич Обломов – стал архетипическим образом новой европейской литературы наряду с Гамлетом, Дон Кихотом, Фаустом. В центре романа – любовная и жизненная драма Обломова; основу конфликта составляет противопоставление идеалов жизни-покоя (созерцательность, нежелание любых перемен, пассивность, вплоть до полной апатии, воплощённые в образе заглавного героя) и жизни-движения (представленной образами Андрея Штольца, друга Обломова, и Ольги Ильинской). Синтез различных национальных и культурных компонентов дан в образе Штольца, унаследовавшего дисциплину упорного труда, независимость, чувство долга от отца, немца, а духовное начало – от матери, русской дворянки. Преодолев односторонность как немецкого бюргерства (человека «западного»), так и российского барства (человека «восточного»), Штольц ищет и находит «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа». Гончаровский идеал русской женщины-христианки – Ольга Ильинская, осознавшая своё семейное и общественное назначение как бесконечный труд души и ума.
В последнем романе Гончарова «Обрыв» (1869) в значительно большей степени, чем в романах «Обыкновенная история» и «Обломов», на первый план вынесена тема любви. Сюжет романа драматизирован двумя конфликтами, навеянными русской общественной ситуацией 1860-х гг., но, как всегда у Гончарова, универсализированными: конфликтом отцов и детей (в котором представительнице патриархальной России – деспотичной, но доброй Татьяне Марковне Бережковой противостоят её внуки – художник-дилетант Борис Райский и Вера, самостоятельно ищущие свой жизненный путь), а также конфликтом «вечной правды» Христа с новой – вульгарно-материалистической и антихристианской (противопоставление Веры и Марка Волохова). Несовместимые идеологии конкретизированы в романе как полярные трактовки любви: «на срок», без каких бы то ни было нравственных обязательств, и в виде нераздельного с супружеством чувства взаимного долга.
Романы Гончарова построены на внешне простых, лишённых занимательной интриги событиях, воплощающих, однако, неизменные духовно-нравственные устремления человека; в их основе – испытание главных героев любовью. В целом для поэтики писателя характерна установка на масштабное обобщение. Средствами осмысления персонажей в широком историческом, литературном и мифологическом контексте выступают многозначная семантика антропонимов, символизм деталей (халат и диван Обломова, чемодан Райского, беседка и часовня с ликом Спасителя в романе «Обрыв»), сквозные мотивы (лежание и движение, квартира и дом, гора и равнина, огонь и угасание) и др.
Среди других произведений Гончарова: мемуары «Необыкновенная история» (опубликованы в 1924) о творческих и личных взаимоотношениях с И. С. Тургеневым; «Заметки о личности Белинского» (1881); очерки «Литературный вечер» (1880), «В университете» (1887), «На родине», «Слуги старого века» (оба – 1888); литературно-критические статьи – «Мильон терзаний» (1872), содержащая анализ комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Лучше поздно, чем никогда» (1879), посвящённая разбору собственных романов.