Осипов Василий Васильевич
О́сипов Васи́лий Васи́льевич [10.1.1879, стиль неизвестен, Москва – 1942, там же; похоронен на Ваганьковском кладбище], российский певец (бас), заслуженный артист РСФСР (1928).
Родился в семье скорняков. Окончил 5 классов Московского реального училища. С 1898 г. учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, позднее совершенствовался у К. И. Кржижановского. В 1901–1904 гг. солист Московской частной оперы, дебютировал в партии Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского). Впервые на сцене исполнил партию Стецько в опере «Страшная месть» Н. Р. Кочетова (дирижёр автор, режиссёр С. Ф. Герцевич, 1903).
В 1908–1911 гг. и 1914–1928 гг. солист московского Большого театра. Дебютировал в 1908 г. в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки (Иван Сусанин). Впервые в Большом театре исполнил партии в операх: «Зимняя сказка» К. Гольдмарка (Камилло; режиссёр П. И. Мельников, 1909), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (Царь Додон; режиссёр В. П. Шкафер, 1909; выступил в этой партии в очередной премьере, 1924), «Манон» Ж. Массне (Граф де Грие; режиссёр Р. В. Василевский, 1915; все – дирижёр В. И. Сук), «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова (Буря-Богатырь; дирижёр Э. А. Купер, режиссёр В. А. Лосский, 1917), «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (Кухарка; дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр А. Д. Дикий, 1927).
Участвовал в премьерах опер «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Гремин; дирижёр Сук, режиссёр Мельников, 1908; отсюда и далее указана дата ввода в спектакль), «Валькирия» Р. Вагнера (Вотан; 1910, дирижёр Сук, режиссёр Василевский; 1925, дирижёр А. М. Пазовский, режиссёры Лосский, В. Л. Нардов), «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (Чуб; дирижёр Ф. В. Оцеп, режиссёр Лосский, 1915).
Репертуар певца в Большом театре включал партии в операх «Борис Годунов» (Пимен, 1908) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (Иван Хованский, 1915), «Русалка» Даргомыжского (Мельник), «Демон» А. Г. Рубинштейна (Гудал), «Князь Игорь» А. П. Бородина (Галицкий; все – 1908; позднее исполнял партию Скулы), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Князь Юрий), «Садко» (Варяжский гость; обе – 1909), «Сказка о царе Салтане» (Царь Салтан, 1915), «Царская невеста» (Собакин, 1916), «Снегурочка» Римского-Корсакова (Мороз, 1923), «Кавказский пленник» Ц. А. Кюи (Казенбек, 1910), «Дубровский» Э. Ф. Направника (Андрей Дубровский), «Пиковая дама» (Сурин; обе – 1915), «Чародейка» Чайковского (Мамыров), «Руслан и Людмила» Глинки (Фарлаф; обе – 1916).
В зарубежном репертуаре выступал в партиях Бодьеро («Джоконда» А. Понкьелли), Рамфиса («Аида» Дж. Верди), Нилаканты («Лакме» Л. Делиба; все – 1908), Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера, 1910), Отца Лоренцо («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Спарафучиле («Риголетто» Верди; обе – 1914), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1917), Лорда Рокбурга («Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, 1923; позднее исполнял партию Джакомо), Генриха Птицелова («Лоэнгрин» Вагнера, 1923), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло, 1924).
В 1911–1914 гг. солист Оперы С. И. Зимина, где впервые в Москве исполнил партии Мишки («Дни нашей жизни» А. С. Глуховцева; дирижёр Е. Е. Плотников) и Мстивоя («Млада» Римского-Корсакова; дирижёр М. М. Багриновский; обе – 1913, режиссёр П. С. Оленин). Среди других партий: Борис («Борис Годунов» Мусоргского), Иван Грозный («Купец Калашников» А. Г. Рубинштейна), Вязьминский («Опричник» Чайковского), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно, «Мефистофель» А. Бойто), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Шонар («Богема» Дж. Пуччини).
С 1910 г. участвовал в концертах Императорского Русского музыкального общества. В 1920-х гг. выступал в Московской художественной опере под руководством Г. М. Комиссаржевского. Гастролировал в Казани (1907), Одессе (1910), Вятке (ныне Киров, 1922), Минске (1928).
Преподавал в разных учебных заведениях Москвы. Среди учеников (в 1924–1930) – М. Д. Михайлов.
Записал 8 произведений на грампластинки (1907, фирма «Граммофон»).