Масленникова Ирина Ивановна
Ма́сленникова Ири́на Ива́новна (3.6.1918, Киев – 11.2.2013, Москва), российская певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, народная артистка РСФСР (1957).
Из дворян. С 9 лет обучалась игре на фортепиано. Занималась пением в Киевском музыкальном училище (класс Ф. Н. Поляева, одновременно училась на фортепианном отделении). В 1938–1941 гг. продолжила занятия на вокальном факультете Киевской консерватории (класс М. Э. Донец-Тессейр, окончила экстерном в 1943). Лауреат 1-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге (1947, 1-я премия на конкурсе вокалистов).
Первые сценические выступления состоялись в оперной студии Киевской консерватории (Сюзанна в опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, Церлина в опере «Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера). В 1941–1943 гг. солистка Киевского театра оперы и балета. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. выступала перед бойцами, уходящими на фронт. Во время эвакуации Киевского оперного театра (Уфа, Иркутск) исполняла партии Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Джильды и Виолетты («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Антониды («Иван Сусанин» М. И. Глинки).
В 1943–1960 гг. солистка московского Большого театра. Среди лучших партий: Снегурочка и Волхова («Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Антонида и Людмила («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Парася («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского), Розина, Джильда, Виолетта, Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Лакме (одноимённая опера Л. Делиба), Церлина и Сюзанна («Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Мими и Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини). Принимала участие в первых постановках опер советских композиторов: «Морозко» М. И. Красева (1950, Дуня), «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (1951, Кланя), «Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского (1955, Катя). Всего в Большом театре исполнила 22 партии. В 1944–1950 гг. часто выступала в спектаклях и концертах вместе с мужем С. Я. Лемешевым (с 1950 замужем за Б. А. Покровским).
Обладала голосом мягкого тембра, лёгкой, подвижной техникой, безупречной чистотой интонации, сценическим обаянием, прекрасными внешними данными. С самого начала работы Масленниковой в Большом театре рецензенты отмечали «содержательность исполнения» как «одну из наиболее привлекательных сторон» её творчества (Вечерняя Москва. 1944. 21 декабря). Искусство Масленниковой отличалось слитностью вокального и сценического рисунка; «за каждым образом стояла глубина постижения эпохи, стиля, широта охвата произведения в целом» (Петров И. И. Замечательный мастер оперной сцены // Советский артист. 1978. 9 июня).
Выступала в концертах (над камерным репертуаром много работала с Е. К. Катульской); специально для неё писали романсы и песни Д. Б. Кабалевский, З. А. Левина, Н. П. Раков, В. А. Власов и др. Гастролировала в Финляндии, ГДР, Болгарии.
В 1956–1974 гг. преподавала в ГИТИСе (профессор с 1972); профессор Московской консерватории (с 1974), Центра оперного пения под руководством Г. П. Вишневской (с 2002). Заместитель главного дирижёра по работе с вокалистами в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского (с 2009). Среди учениц: Л. Я. Амарфий, М. Г. Гаврилова, Х. Л. Герзмава, О. Н. Гурякова, Т. Ю. Коровина, Л. Б. Рудакова, её дочь М. С. Лемешева.
Член Союза переводчиков и либреттистов при Союзе писателей России. Перевела на русский язык либретто 15 опер («Давайте ставить оперу» Б. Бриттена, «Севильский цирюльник» Дж. Паизиелло, «Таис» Ж. Массне, «Пимпиноне» Г. Ф. Телемана и др.), написала либретто оперы-фарса «Ох, эти русские» В. Г. Тарнопольского.
С участием Масленниковой записаны оперы «Снегурочка» (1946), «Риголетто» (1947), «Ромео и Джульетта» (1948), «Морозко» (1949), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» М. Я. Черняка (1950, Царевна), «Майская ночь» (1951), «Галька» С. Монюшко (1952, Зофья), «Богема» (1955), «Никита Вершинин» (1956), «Фиделио» Л. ван Бетховена (1957, Марселина), «Кармен» (1959), фрагменты из оперы «Манон» Ж. Массне (1948–1951, Манон), монтажи оперетт «Вице-адмирал» К. Миллёкера (1956, Джильда) и «Продавец птиц» К. Целлера (1957, Мари), сделаны фондовые записи на радио (в том числе сольные концерты). В 2005–2008 гг. на лейбле Aquarius-classic издано собрание записей на CD (арии из опер, романсы, песни, дуэты с Лемешевым) и DVD (киносъёмки 1950-х гг.).
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976), орденом Дружбы (2007).