Качество занятости
Ка́чество за́нятости (как деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей индивида), многомерная концепция, охватывающая все аспекты занятости, влияющие на благополучие занятых, их удовлетворённость работой, возможности реализовывать себя в труде и служить источником дохода в рамках приемлемых условий труда. В российских публикациях содержание термина «качество занятости» наиболее близко к англоязычному термину «quality of employment».
Качество занятости оказывает влияние на физическое и ментальное здоровье человека, качество жизни, благополучие, ощущение счастья и удовлетворённость жизнью в целом (The relationship between ... 2022; Green. 2012; Смирнова. 2001). На уровне фирм с качеством занятости связаны текучесть рабочей силы, лояльность к компании, производительность труда. На макроуровне качество занятости влияет на рынок труда и показатели экономики в целом.
Определение термина
Термин «качество занятости» впервые введён в научный оборот Дж. Робинсоном в 1972 г. на международной конференции, посвящённой проблемам трудовых отношений (Robinson. 1976). Однако и в настоящее время в российской и зарубежной научной литературе качество занятости не имеет единого определения. Каждый исследователь привносит в определение свои аспекты, развивает или модифицирует подходы предшественников (Бобков. 2023). Качество занятости определяют как:
всю целостность аспектов занятости, способных влиять на благополучие занятых лиц; охватывает такие аспекты, как условия и этика занятости, денежные и неденежные блага, график работы, сочетание трудовой деятельности и личной жизни, стабильность занятости и социальная защита, повышение квалификации и профессиональное обучение, а также трудовая мотивация и связанные с занятостью отношения одного человека (занятость анализируется не только в качестве источника дохода, но и инструмента обретения социального благополучия, собственного достоинства и самоуважения) (Handbook on measuring quality ... 2015);
такое состояние трудовой деятельности индивида как носителя трудового потенциала, которое позволяет ему в полной мере реализовывать совокупность своих потребностей по мере их возникновения через трудовой процесс, создавая при этом положительный эффект в социально-экономической и политической сферах общества; интегрированное понятие, всестороннее характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека через его трудовую деятельность, обеспечивающее в то же время рост эффективности общественного производства (Сальникова. 2007. С. 3);
относительное и многомерное понятие, которое означает не только учёт наличия оплачиваемой занятости, но и рассмотрение характеристик этой занятости, включая её объективные характеристики; характеристики работника, которые он привносит в работу; соответствие характеристик работника требованиям работы; субъективную оценку (удовлетворённость работой) этих характеристик отдельным работником (Communication from the Commission ... 2001).
В публикациях часто встречается близкий по смыслу к «качеству занятости» термин «качество трудовой жизни». В зарубежных публикациях этот термин преимущественно используется в отраслевых или внутрифирменных исследованиях. Есть отдельные работы, направленные на установление разграничений между синонимичными терминами (Иванова. 2019; Бобков 2023).
В зарубежных исследованиях качество занятости (quality of employment) является более широкой концепцией, чем качество работы (job/work quality). Термин «качество работы» чаще относится к содержанию самих рабочих задач и их влиянию на работника (например, работа требует физических/умственных усилий, интересна и умственно обогащает, эргономически утомительна и др.). Однако в ряде публикаций термин «качество работы» по содержанию синонимичен термину «качество занятости» (Green. 2012; Green. 2006).
Концепции качества занятости
Исследователи проводят различие между двумя разными концепциями качества занятости, субъективной и объективной (Green. 2012). Согласно субъективной концепции, качество занятости – это полезность, которую работник извлекает из своей работы. Эта полезность зависит от характеристик работы (заработная плата, часы и тип работы и др.) и субъективна, т. к. каждый работник имеет свои предпочтения по различным характеристикам работы. Установлено, что качество занятости связано с показателями благополучия (например, удовлетворённостью работой, своим здоровьем и жизнью в целом) (Green. 2012).
Исходя из человеческих потребностей, качество занятости складывается из характеристик работы, которые удовлетворяют потребности работников. Например, «хорошая работа» должна давать работникам возможность делать то, что они ценят, и преследовать свои личные рабочие цели. (Green. 2006).
При субъективном подходе целью исследователей может быть определение степени, в которой работа удовлетворяет потребности работника, с учётом обстоятельств, в которых находится этот работник, включая условия на рынке труда (например, уровень безработицы в стране или регионе). При объективном подходе целью может быть получение оценки качества занятости независимо от личных обстоятельств работников и внешнего рынка труда; определение особенностей работы и занятости, которые в среднем или в целом удовлетворяют потребности работников.
Индикаторы и методики оценки качества занятости
Выделяют различные индикаторы качества занятости: заработная плата, уровень безработицы, уровень занятости, уровень напряжённости на рынке труда, показатели, характеризующие рабочие места, фонд оплаты труда на одного работника, обеспечение законодательно закреплённых прав и обязанностей участников социально-трудовых отношений, соответствие занятости полученной профессии и уровню образования, удовлетворённость работой, вид трудового договора, стабильность занятости, доля теневой зарплаты, количество рабочих часов, формальная/неформальная, полная/неполная занятость, мобильность кадров и др.
В 2000–2020-е гг. под эгидой международных организаций было разработано несколько общепризнанных методик оценки качества занятости и рабочей среды: Руководство по измерению качества занятости Европейской экономической комиссии ООН (Handbook on measuring quality ... 2015), Структура определения качества рабочих мест Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Cazes. 2015), Система мониторинга условий труда Международной организации труда (МОТ) и Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (Eurofound & ILO, 2019), Руководство по измерению качества рабочей среды ОЭСР (OECD, 2017), Концепция достойного труда МОТ (Decent work indicators ... 2013), методика Международного института неравенства Лондонской школы экономики и др.
Некоторые из перечисленных методик предполагают построение индексов качества занятости, но в основном они представляют собой набор индикаторов (в исследованиях используется термин «dashboard» – приборная панель). Из-за большого количества макро- и микроэкономических показателей, носящих как объективный, так и субъективный характер, при оценке совокупного показателя качества занятости возникает вопрос о сопоставимости этих показателей по странам, социально-демографическим группам и во времени, а также об их адекватности и полезности для целей социальной политики. Кроме того, отмечаются низкая доступность, нерегулярность сбора и несопоставимость данных. Основными международными базами данных по качеству занятости можно назвать Европейское исследование условий труда, Европейское исследование компаний и Европейское социальное исследование.
В Системе измерения и оценки качества работы качество занятости рассматривается по 3 измерениям: качество заработка; безопасность на рынке труда; качество рабочей среды.
Руководство по измерению качества занятости использует 7 измерителей:
1) безопасность и этика занятости (безопасные условия труда; детский труд и принудительный труд; справедливое обращение в области занятости);
2) доход и не связанные с оплатой труда материальные льготы;
3) продолжительность рабочего времени, график работы и сочетание трудовой деятельности и личной жизни;
4) стабильность занятости и социальная защита;
5) социальный диалог;
6) повышение квалификации и профессиональное обучение;
7) связанные с занятостью отношения и трудовая мотивация.
По методике Международного института неравенства строится индекс, который оценивает качество занятости для отдельных работников по 4 параметрам, основанным на 9 показателях: трудовой доход (заработок); стабильность занятости (стаж, риск безработицы); гарантия занятости (социальное обеспечение, профессиональный статус); условия занятости (сверхурочное рабочее время, интенсивность труда, вредные и тяжёлые условия).
Качество занятости может измеряться не только в отношении всех занятых лиц, но и для представителей отдельных социально-демографических групп (мужчины и женщины, молодые и пожилые работники, коренные жители и мигранты); для всех рабочих мест индивида.
Измерение качества занятости способствует принятию эффективных решений в области экономической политики; помогает проводить таргетированную социальную политику; выявляет скрытые проблемные области на рынке труда, которые не идентифицируются с помощью стандартных показателей рынка труда; через обеспечение достойных условий занятости достигаются повышение производительности и эффективности труда, повышение уровня жизни населения.