Первичные и вторичные потребности
Перви́чные и втори́чные потре́бности, 1) физиологические потребности в воде, воздухе, пище, укрытии (жилище), сне и размножении; 2) социальные потребности в уважении и самоуважении, красоте, самоактуализации, истине, успехе, обучении, саморазвитии (см. статью Личностный рост).
Потребность – это ощущение недостатка в чём-либо, что необходимо для жизнедеятельности человека. Потребность вызывает побуждение (стимул) к действию, становится мотивом. Потребности, ставшие мотивом, невозможно наблюдать или измерять напрямую. Об их наличии можно судить лишь по поведению людей.
Потребности подразделяют на первичные и вторичные.
Первичные потребности – это те, без удовлетворения которых невозможно само существование и воспроизводство человека. К ним можно причислить также потребность в безопасности. Эти потребности существуют не только у людей, но и у высших животных. Они определяются условиями физиологического существования.
Вторичные потребности – это социальные потребности. К ним относятся потребность любить и принадлежать, потребность в истине, уважении и самоуважении, успехе, красоте, самоактуализации, обучении, саморазвитии. Список может быть достаточно обширным. Вторичные потребности формируются в процессе жизни человека по мере того, как он набирает опыт. Поскольку люди различаются приобретённым опытом, набор и значимость вторичных потребностей для каждого человека могут сильно различаться.
Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нём состояние устремлённости. Это состояние направлено на достижение цели. При этом цель, которую ставит себе человек, воспринимается им как способ удовлетворения потребности, а действия, совершаемые для достижения этой цели, рассматриваются как средство. В случае, когда человек достигает цели, возможны разные результаты. В одном случае потребность оказывается удовлетворённой, в другом – лишь частично удовлетворённой, в третьем – полностью неудовлетворённой. То, в какой степени человек удовлетворил свою потребность, определяет его поведение в будущем. Если потребность была удовлетворена, то человек будет стараться повторить соответствующее поведение или соответствующие действия. Если же в прошлом то или иное поведение не привело к удовлетворению потребности, тогда человек будет избегать соответствующего поведения. Учёт корреляции между степенью удовлетворения потребностей и тем или иным поведением представляет собой систему, которая, будучи принятой во внимание, служит залогом успешного менеджмента.
Эффективная мотивация использует как первичные, так и вторичные потребности. Мотивация, основанная на вторичных потребностях, диктует применение специальных методов осуществления, базирующихся на формировании и развитии корпоративной культуры.
Традиционный менеджмент в основном использует стимулы материальной или нематериальной природы, используя награды и поощрения как основу для формирования необходимых мотивов у людей. Примеры таких наград и поощрений – повышение заработной платы, квартальные и годовые бонусы, продвижение по службе, дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определённых расходов, медицинская страховка.
В организациях, которые отличаются более продвинутым менеджментом, достаточно широко используются методы мотивации на базе вторичных потребностей человека. Мотивом для эффективной работы может стать возможность обучения, расширение зоны ответственности, благоприятная атмосфера в коллективе, ощущение значимости выполняемой работы, самоуважение, дружба и продуктивное общение, возникающие в процессе работы, и другие аналогичные мотивы.
Для того чтобы культивировать эти мотивы, применяют методы развития и укрепления корпоративной культуры, в частности методы формирования общих для всех сотрудников ценностей.
Так как структура потребностей человека определяется в значительной степени ранее приобретённым опытом, использование вторичных потребностей в процессе мотивации исходит из того, что вторичные потребности поддаются формированию и трансформации под воздействием нового опыта сотрудников. Для того чтобы более эффективно мотивировать работников на базе их вторичных потребностей, необходимо целенаправленно использовать специальные форматы взаимодействия внутри трудового коллектива, способствующие укреплению и развитию корпоративной культуры организации. Так, например, формируя новый опыт работы в команде и укрепляя общекорпоративную ценность «работа в команде», можно усилить мотивацию сотрудников компании, основанную на удовлетворении их потребности работать в атмосфере плодотворного сотрудничества с коллегами и друзьями.