Таможенное регулирование
Тамо́женное регули́рование, правовое регулирование общественных отношений, функционирующих в области таможенного дела. Оно предполагает установление уполномоченными органами общеобязательных правил, предписаний, требований, норм, следование которым позволяет принимать участие в таможенных отношениях. Такие отношения связаны с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Источники регулирования таможенных отношений
Таможенное регулирование осуществляется органами, уполномоченными на это государством: законодательными (представительными) и исполнительно-распорядительными. Государство признаёт право регулировать таможенные отношения с помощью международных правовых основ.
Важнейшим правовым источником, регулирующим таможенные отношения в мире, является Международная (Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (1973) (далее – Киотская конвенция). Она разработана Всемирной таможенной организацией, к ней присоединилось более 190 государств, обеспечивающих 98 % мировой торговли. Конвенция устанавливает понятие таможенного законодательства: это положения законов и подзаконных актов, касающиеся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенную службу, а также любые нормативные акты, изданные таможенной службой в пределах её установленных законом полномочий (п. E10/F18 Генерального приложения Киотской конвенции).
Помимо Киотской конвенции, международно-правовыми источниками таможенных отношений являются и другие акты: конвенции, договоры, соглашения. Они регулируют таможенные отношения в части международной перевозки грузов, оценки перемещаемых товаров, таможенной номенклатуры, порядка временного ввоза товаров и пр.
Таможенное регулирование в Российской Федерации
Таможенное регулирование в Российской Федерации в постсоветский период отличалось динамичным развитием. В начале перехода к рыночным отношениям в России был принят Таможенный кодекс 1993 г. Его действие сопровождалось изданием нескольких тысяч подзаконных актов (постановлений, приказов, инструкций), что было воспринято как запутанное и избыточное правовое регулирование. Принятый впоследствии Таможенный кодекс РФ 2003 г. стал законом прямого действия и в целом получил положительные оценки участников внешнеэкономической деятельности и должностных лиц таможенных органов.
Вступление России в Таможенный союз потребовало трансформирования таможенного регулирования, и в 2010 г. появился новый источник в этой сфере – Таможенный кодекс Таможенного Союза. Его действие завершилось в 2017 г.
В настоящее время таможенная сфера характеризуется достаточно разветвлённой системой правовых актов, сформированных в систему источников таможенного права. Данная особенность обусловлена трансграничностью таможенных отношений, вовлечённостью в них субъектов различной государственной принадлежности, а также интеграционными процессами с участием России.
Основным правовым источником, регулирующим таможенные отношения, выступает Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Его действие распространяется не только на РФ, но и на государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан и Кыргызскую Республику.
В п. 1 ст. 1 ТК ЕАЭС указывается, что на общей таможенной территории осуществляется единое таможенное регулирование. Оно включает ряд элементов:
установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами;
установление порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, их убытием с таможенной территории ЕАЭС, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций;
установление порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля;
регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и/или распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами.
Таким образом, правовое регулирование таможенных отношений предполагает регламентацию не только процесса непосредственного перемещения товаров, но и действий, прямо или косвенно связанных с таким перемещением. Например, при ввозе товаров с целью переработки таможенному регулированию подлежат условия такой переработки, порядок использования товаров, выпуска продуктов переработки.
Таможенное регулирование в ЕАЭС основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, чёткости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
ТК ЕАЭС вместе с иными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС (международными договорами между государствами – членами ЕАЭС, решениями органов управления ЕАЭС) представляют наднациональный уровень регулирования таможенных отношений. Официально опубликованные международные договоры и решения наднациональных органов, составляющие право ЕАЭС, действуют в РФ (как и на территориях других государств-членов) непосредственно, т. е. не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения.
Помимо ТК ЕАЭС, в России таможенное регулирование осуществляется национальными источниками. Поскольку пунктом «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, все источники в этой сфере представлены только нормативными правовыми актами федерального уровня.
На национальном уровне основной источник таможенного регулирования – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании в РФ). Он дополняется положениями иных законов и подзаконных нормативных актов.
В ч. 2 ст. 2 Закона о таможенном регулировании в РФ определено, что таможенное регулирование в России заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ. В свою очередь таможенное дело – совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, их нахождения и использования в РФ или за её пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и/или законодательством РФ, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и/или распоряжения товарами. Итак, понятия таможенного регулирования, представленные в кодексе и законе, идентичны.
Особенность таможенного регулирования состоит в том, что отношения, складывающиеся в области таможенного дела, носят комплексный характер, следовательно, для всесторонней их регламентации необходимы источники различной правоотраслевой принадлежности. Так, участие таможенного представителя в таможенных отношениях требует гражданско-правового регулирования, уплата налогов при ввозе товаров – регламентации с помощью положений Налогового кодекса РФ, привлечение к юридической ответственности за нарушение таможенных правил – регулирования нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.
Таможенное регулирование в зарубежных государствах
Таможенное регулирование в иностранных государствах, так же как и в Российской Федерации, основано на системе международно-правовых актов, в центре которой находится Международная (Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г.
В интеграционных образованиях действуют унифицированные наднациональные акты. Таковым, например, является Таможенный кодекс Европейского союза, в ст. 4 которого определён состав таможенного законодательства: кодекс и положения, утверждённые на уровне сообщества, а также национальные нормы, направленные на применение кодекса; единый таможенный тариф; законодательство об освобождении от уплаты таможенных пошлин; международные соглашения, содержащие таможенные положения.
Соглашения о свободной торговле, предусматривающие таможенные льготы, заключены США, Канадой и Мексикой; Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Китайской Народной Республикой; Карибским сообществом и Австралией, Новой Зеландией и Южной Кореей и т. д.
Кроме того, каждым государством сформирована система национальных актов, регулирующих таможенные отношения.