Экономическая экспансия
Экономи́ческая экспа́нсия, расширение сферы экономической деятельности и влияния государств, компаний или их групп. Основное проявление – выход на новые рынки.
Мотивы экономической экспансии компаний: обеспечение доступа на новые рынки сбыта, максимальное использование своих конкурентных преимуществ в условиях глобальной экономики, снижение производственных издержек (за счёт экономии на заработной плате и трансакционных издержках), встраивание в производственные цепочки, доступ к ресурсам, технологиям, лицензиям, объектам интеллектуальной собственности, квалифицированным кадрам и т. д.
Формы экономической экспансии: экспорт товаров и услуг, создание представительств, продажа франшиз и лицензий, участие в стратегических альянсах, слияния и поглощения, участие в приватизации, создание предприятий и другие формы инвестирования. На выбор формы экономической экспансии влияют как внутренние (особенности развития компании, бизнес-модель и тактика управления рисками), так и внешние (определяются целью, зависят от проводимой местными властями политики, существующих институтов и бизнес-среды) факторы. Особая форма экономической экспансии – финансовые дочерние компании, не ведущие профильную деятельность головной фирмы, а занимающиеся привлечением средств, проведением расчётов и т. д., созданные в странах с облегчённым налоговым режимом.
Экономическая экспансия за рубеж, как правило, осуществляется посредством прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Прямые инвестиции могут направляться как в существующие объекты (покупка целого предприятия или доли акций и дальнейшая модернизация), так и в создание новых производственных активов. При покупке или создании активов с нуля география экономической экспансии чаще всего расширяется поступательно: создание филиалов и дочерних организаций в соседних странах; по мере развития этих филиалов распространяется на следующий «пояс соседства»; сеть охватывает весь регион, в котором расположена компания-инвестор. После этого компания может выходить на мировой уровень, распространяя экономическую экспансию на более отдалённые регионы. Сырьевые компании при выборе направления экономической экспансии ориентируются на доступ к источникам сырья.