Бенефициарный владелец
Бенефициа́рный владе́лец (от лат. beneficium – благодеяние), физическое лицо, которое владеет определённой частью уставного капитала юридического лица или имеет возможность контролировать действия компании.
В законодательстве существует категория «бенефициарный владелец», потому что лицо, реально получающее выгоду от деятельности юридического лица и оказывающее влияние на принятие им решений, может быть не указано в правоустанавливающих документах. Без такой категории было бы намного сложнее доказывать, кто на самом деле получает основную выгоду от действий юридического лица и кому оно подчиняется.
В российском законодательстве понятие «бенефициарный владелец» появилось в 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма] в рамках политики деофшоризации, проводимой Российской Федерацией. Согласно данному понятию, это физическое лицо, которое в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом – юридическим лицом (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) или имеет возможность контролировать действия юридического лица [абзац 13 ст. 3 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма].
Также понятие «бенефициарный владелец» используется в контексте налогового контроля с целью выявления схем уклонения от уплаты налогов или оптимизации налогообложения (например, в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2018 № ММВ-7-2/824@ утверждён формат запроса налогового органа о представлении юридическим лицом сведений о его бенефициарных владельцах).
В соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов, разработанными в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, к бенефициарным владельцам относятся: лица, осуществляющие управление предприятием за счёт участия в его финансировании или же в силу имеющихся тесных семейных отношений (например, супруги); лица, ответственные за принятие стратегических решений, которые оказывают решающее влияние на развитие бизнеса или на общее направление развития предприятия; лицо (лица), осуществляющее исполнительный контроль за ежедневной или регулярной деятельностью юридического лица с использованием позиции руководства высшего звена; акционеры, осуществляющие управление единолично или совместно с другими акционерами на основании имеющихся у них гражданско-правовых отношений (заключение корпоративного договора об управлении). Сами по себе такие лица вовсе не обязательно являются бенефициарными владельцами, но именно на них обычно обращают внимание при анализе документов юридического лица.
Выявить бенефициарного владельца можно следующими путями. Во-первых, обязав юридические лица раскрывать сведения о бенефициарных владельцах. Во-вторых, через изучение учредительных документов организации. В-третьих, посредством анализа общедоступных данных: реестров юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации.
Согласно ст. 6.1 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансировании терроризма организации обязаны вести список бенефициаров, регулярно обновляя сведения о них (но не реже 1 раза в год), и хранить эти данные не менее 5 лет; предпринимать меры к установлению бенефициарных владельцев и по запросам уполномоченных органов (Федеральной налоговой службы и Росфинмониторинга) предоставлять информацию о них. В таком списке должны быть указаны: полное имя лица, его дата рождения и гражданство, реквизиты паспорта или документа, удостоверяющего право на проживание в Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), при наличии [ст. 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансировании терроризма]. На практике организации часто отправляют по поступившим запросам списки аффилированных лиц, поскольку требования к форме такого списка в законодательстве отсутствуют. За непредставление информации об установлении своих бенефициарных владельцев или о принятых мерах по их установлению предусмотрено наступление административной ответственности по статье 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные требования содержатся и в законодательстве многих других государств. Так, в Германии согласно Закону об отслеживании доходов, полученных преступным путём [Gesetz über das Aufspüren von Gewinnen aus schweren Straftaten (Geldwäschegesetz – GwG) от 23 июня 2017] немецкие компании обязаны собирать, хранить и предоставлять в общий реестр информацию о своих бенефициарных владельцах. Если же компания не может выявить бенефициарного владельца, то бенефициарным собственником признаётся её представитель, управляющий партнёр или же контрагент по договору – такова юридическая фикция.