Идентификация товаров и услуг
Идентифика́ция това́ров и услу́г, процедура, предназначенная для установления соответствия или несоответствия товаров и услуг наиболее характерным признакам, в том числе внешнему виду (для пищевых продуктов – вкусу и запаху), наиболее значимым показателям качества, а также содержанию определённых химических веществ, обусловливающих потребительские свойства товаров. При установлении несоответствия и отсутствии достоверной информации о несоответствии выявляется фальсификация товаров и услуг.
Понятие и цель идентификации
В соответствии с абзацем 10 ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» термин «идентификация» определяется как «установление тождественности продукции её существенным признакам».
Продукция – это широкое понятие, включающее в том числе услуги как один из видов экономической деятельности, результатом которой является материальная и нематериальная продукция. Товар – это продукция, введённая в сферу обращения. В соответствии с нормами Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», «товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот».
Определение термина «идентификация продукции (процессов)» установлено также в ряде технических регламентов на пищевую продукцию. Так, согласно абзацу 13 ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», идентификация продукции (процессов) представляет собой «процедуру отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования технического регламента».
Кроме того, термин «идентификация» применяется, но не определён в ГОСТ Р 51293-2022 «Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей подтверждения соответствия» (утверждён приказом Росстандарта от 6 мая 2022 № 276-ст), где отмечается, что «идентификация продукции – это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) её описанию».
В свою очередь, в ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» термин «идентификация услуг» определён следующим образом: «установление соответствия определённых услуг их существенным признакам, а также требованиям нормативных, технических документов и информации об услугах, содержащейся в документах для потребителей».
Таким образом, термин «идентификация продукции» относится к числу стандартизированных и имеет более широкое применение как в сфере производства и оказания услуг, так и в сфере обращения, т. к. продукция в последней становится товаром. Стандартизированным считается термин, определение которого регламентируется в нормативных документах (федеральных законах, технических регламентах, стандартах и др.). Этот термин применяется в стандартизации (Николаева. 2020. С. 21–28).
Цель идентификации – установление тождественности, в том числе подлинности продукции её товароведным характеристикам: ассортиментной принадлежности, качеству и товарной информации, а также защита потребителя (приобретателя) от недобросовестного изготовителя (поставщика, продавца) и обеспечение безопасности продукции. Количественные характеристики, если они не относятся к показателям качества (например, размер рыбы, средняя масса орехов), измеряются с помощью физических величин и единиц их измерения (Николаева. 2020. С. 28).
Объектами идентификации являются продукция, товар и услуги.
Субъекты, осуществляющие процедуру идентификации, – это эксперты органов по сертификации или испытательных лабораторий, проводящие сертификационные и иные испытания; инспекторы, выполняющие контрольные мероприятия в рамках государственного или муниципального контроля; товароведы; менеджеры и приёмщики товаров по качеству в торговых организациях. Кроме того, субъектами, осуществляющими идентификацию, могут быть изготовители и продавцы, а также потребители, проводящие идентификацию с помощью органолептического метода (т. е. идентификация характеристик качества продукции, которые могут быть оценены с помощью органов чувств человека) и маркировки.
Средства идентификации включают технические регламенты; стандарты на продукцию и методы идентификации и обнаружения фальсификации, в которых устанавливаются идентифицирующие признаки и методы идентификации, а также образцы, эталоны и описания товаров, в том числе услуг.
Принципы идентификации (Николаева. 2020. С. 28–29):
нацеленность на конечный результат – установление тождественности или подлинности, что достигается определением соответствия или несоответствия идентифицирующим признакам нормативных документов, эталонов, образцов или описаний;
эффективность, которая заключается в превышении экономического и/или социального эффекта над затратами на проведение процедуры идентификации;
систематизация, необходимость в которой обусловлена выявлением последовательности осуществления взаимосвязанных операций идентификации.
Методы идентификации для целей подтверждения соответствия установлены во многих технических регламентах (см., например, п. 3 ст. 6 упомянутого ранее ТР ТС 021/2011). К ним относятся следующие: органолептические, измерительные, аналитические и документальные (Николаева. 2020. С. 40–47).
Виды, подвиды идентификации и их назначение
В зависимости от идентифицируемых товароведных характеристик процедура идентификации подразделяется на следующие виды (Николаева. 2020. С. 29–40):
ассортиментная;
квалиметрическая;
информационная.
Ассортиментная идентификация
Ассортиментная идентификация – определение тождественности, а в ряде случаев подлинности основополагающих признаков, характерных для конкретных классификационных группировок ассортимента.
Такие классификационные группировки служат основанием для разделения ассортиментной идентификации на следующие подгруппы:
групповая;
видовая;
марочная;
страны происхождения.
Групповая идентификация
Групповая ассортиментная идентификация предназначена для выявления принадлежности товара или услуги к определённой группе или подгруппе.
В качестве идентифицирующих признаков могут служить показатели функционального или социального назначения (например, продукты питания для детей, продукты спортивного питания, хозяйственно-бытовые товары), а также сырьё и состав (например, наличие в составе молочной продукции немолочного жира позволяет идентифицировать её как молокосодержащий продукт).
Видовая идентификация
Видовая идентификация предназначена для определения тождественности продукции или услуги с товарами или услугами конкретного вида или подвида.
Например, при видовой идентификации шоколада тождественность устанавливается по наличию какао тёртого или какао-масла, что служит для него существенным признаком, позволяющим отнести кондитерское изделие к шоколаду, а не кондитерской плитке. Для установления вида услуги ресторана, кафе, бара или столовой используются следующие признаки: ассортимент блюд, вид столовой посуды и т. д.
Марочная идентификация
Марочная идентификация предназначена для установления подлинности торговой марки и/или её модификаций.
В отличие от групповой или видовой идентификации с определёнными идентифицирующими признаками, характерными для конкретных групп, подгрупп, видов и подвидов, у марочной идентификации отсутствуют общие признаки, позволяющие выявить подлинность торговой марки. Это обусловлено тем, что различия между торговыми марками могут быть несущественными (например, отличие в рецептуре) или существенные признаки являются коммерческой тайной организации и недоступны экспертам или оценщикам. В этих случаях для целей идентификации используют сравнение оцениваемого объекта с эталоном (например, с подлинным образцом, полученным от производителя) или описанием.
Идентификация страны происхождения
Идентификация страны происхождения предназначена для установления тождественности оцениваемого товара одноимённым товарам, произведённым в определённой стране.
Чаще всего в качестве идентифицирующих признаков используются сведения, указанные в торгово-сопроводительных документах или маркировке, если их подлинность не вызывает сомнения. Кроме того, могут применяться специфичные признаки, характерные для товаров конкретной страны происхождения, например химический состав макро- и микроэлементов природной минеральной воды.
Квалиметрическая идентификация
Квалиметрическая идентификация товаров и услуг – это идентификация, предназначенная для выявления соответствия показателей, характеризующих качество, установленным требованиям.
Устанавливается соответствие регламентированным значениям показателей качества товаров и услуг, предусмотренных в межгосударственных, национальных стандартах (ГОСТ, ГОСТ Р) или стандартах организаций (СТО, ТУ), а также эталонам или образцам.
В зависимости от факторов, влияющих на формирование качества товаров и услуг, а также градаций качества различают следующие подвиды квалиметрической идентификации:
компонентная;
рецептурная;
конструкционная;
технологическая;
категорийная;
комплектная.
Компонентная идентификация
Компонентная идентификация предназначена для выявления соответствия действительного состава ингредиентов товаров регламентированному в технологических документах и/или указанному на маркировке составу одноимённых товаров.
С помощью этого подвида идентификации можно определить недовложение определённых видов сырья (например, уменьшение мышечной ткани в варёных колбасах класса качества А) или замену высокоценного сырья низкоценным (например, в тортах или пирожных сливочное масло может быть заменено маргарином). Кроме того, могут быть выявлены несвойственные и не указанные в маркировке компоненты (например, непищевые пенообразователи в пиве).
Рецептурная идентификация
Рецептурная идентификация позволяет определить, соответствует ли утверждённой рецептуре фактическое соотношение ингредиентов, предусмотренных этой рецептурой.
В качестве идентифицирующих признаков могут служить составные части товара (например, соотношение начинки и теста в мучных кулинарных изделиях: пирожках, пирожных, пельменях и др.). Для многокомпонентных товаров при такой идентификации применяются показатели химического состава, преобладающие в конкретных видах сырья (например, молочного жира для всех молочных продуктов или определённое количество немолочного жира для молокосодержащих продуктов).
Конструкционная идентификация
Конструкционная идентификация предназначена для выявления соответствия конструкции непродовольственных товаров требованиям, установленным в технических документах.
При несоблюдении этих требований может быть утрачено или снижено функциональное или социальное назначение товара (например, отсутствие определённых оформительских материалов или деталей приводит к ухудшению эстетических свойств и социального назначения одежды и обуви).
Технологическая идентификация
Технологическая идентификация позволяет выявить соответствие (или несоответствие) соблюдения производственного режима при изготовлении товаров или оказании услуг.
При такой идентификации могут быть выявлены технологические дефекты, свидетельствующие о нарушениях режима производства (например, подгорелость хлебобулочных, мучных кулинарных или мучных кондитерских изделий свидетельствует о нарушении температурного режима выпечки, неравномерная окраска волос – о нарушении технологии оказания парикмахерской услуги по окрашиванию волос).
Категорийная идентификация
Категорийная идентификация предназначена для определения конкретной градации (категории) качества, указанной в товарно-сопроводительных документах и маркировке.
Так, в ст. 469 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а также в ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (Закон № 29-ФЗ) установлено, что реализуемые товары должны отвечать условиям договоров купли – продажи или поставки, в которых обычно указываются стандарты и техническая документация, требованиям которых должны соответствовать товары, т. е. быть стандартными. Низкие категории качества – нестандартные товары, брак и отход – не подлежат реализации конечному потребителю, но могут быть использованы перерабатывающими или сельскохозяйственными организациями как вторичное сырьё для промышленной переработки или на корм скоту. В Законе № 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям, а также в отношении которых установлен факт фальсификации (п. 2 ст. 3).
Стандартная продукция может подразделяться на сорта, категории, классы, группы качества, номера и марки, отличающиеся значениями показателей качества. Принадлежность товара к этим категориям качества устанавливается при проведении категорийной идентификации.
Комплектная идентификация
Комплектная идентификация позволяет выявить наличие полного перечня комплектующих изделий, входящих в комплект.
Кроме того, при комплектной идентификации может быть установлена принадлежность единичных комплектующих изделий к конкретному комплекту.
Ассортиментная идентификация
Информационная идентификация – это определение достоверности и достаточности информации о конкретных товарах, а также её соответствия сведениям, указанным в товарно-сопроводительных документах, маркировке, в справочной, научной, учебной информации, в СМИ.
В зависимости от носителей информации можно выделить следующие подвиды информационной идентификации:
партионная;
упаковочная;
маркировочная;
товарно-сопроводительная документационная;
справочно-научная;
информационная в СМИ.
Партионная идентификация
Партионная идентификация предназначена для установления принадлежности определённых товаров к конкретной товарной партии.
Партионной идентификацией обеспечивается прослеживаемость товарных партий, место их нахождения в логистической цепи, а при необходимости – изъятия из сферы обращения как отдельных партий, так и единичных экземпляров товаров.
Согласно п. 3.6.13 ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», «прослеживаемость (traceability) – возможность проследить историю, применение и местонахождение объекта».
Для прослеживаемости товарных партий необходимо поддерживать техническое (технологическое), информационное и организационное обеспечение.
Упаковочная идентификация
Упаковочная идентификация предназначена для определения соответствия упаковки установленным требованиям технических регламентов или стандартов.
Требования к упаковке регламентируются ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (принят решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 16 августа 2011 № 769) или стандартами на продукцию (раздел «Упаковка»), или стандартами на процессы упаковывания. Одним из направлений упаковочной идентификации является выявление фальшивой упаковки. Согласно ГОСТ 8. 579–2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте», «фальшивая» упаковочная единица – это «упаковочная единица, внешний вид и (или) размеры которой создают ложное представление о количестве содержащегося в ней товара и могут ввести в заблуждение потребителя, за исключением случаев, если фасованный товар размещён в прозрачную упаковку и потребитель может визуально оценить степень заполнения и (или) количество содержащегося в упаковке товара или если фасованный товар размещён в непрозрачную упаковку, которая максимально не заполнена товаром, но наличие нефункциональной пустоты в упаковке является технически обоснованным» (подпункт 3.10 п. 3).
Маркировочная идентификация
Маркировочная идентификация предназначена для определения достоверности, достаточности и доступности информации в маркировке, а также их соответствия сведениям, указанным в товарно-сопроводительных документах.
Достоверность информации выявляется на соответствие её обязательным требованиям технических регламентов [например, для пищевых продуктов – ТР ТС 022/2011 «Пищевые продукты в части их маркировки» (принят решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2011 № 881)], а доступность и достаточность информации маркировки определяются визуально (например, размер шрифта, читаемость текста, использование русского языка, кроме фирменных имён в товарных знаках).
Идентификация товарно-сопроводительной документации
Идентификация товарно-сопроводительной документации предназначена для удостоверения в подлинности товарно-сопроводительных документов, наличии в них всех необходимых обязательных сведений (подписей, печатей, наименований товара и др.), а также достоверности сведений и правильности оформления.
Указанные подвиды информационной идентификации проводятся перед началом ассортиментной и квалиметрической идентификации. При выявлении несоответствия при информационной идентификации проведение других видов идентификации бессмысленно.
Идентификация в СМИ
Информационная идентификация в СМИ и других письменных или устных источниках предназначена для определения достоверности и достаточности информации в этих источниках.
Целесообразность применения этого подвида идентификации объясняется большим количеством недостоверной информации в СМИ (особенно в сети Интернет) и в консультациях торгового персонала иногда в силу некомпетентности носителей информации, а чаще всего – с целью введения потребителей в заблуждение относительно подлинных характеристик товаров и услуг, для создания потребительских предпочтений.
Виды фальсификации продукции
Результатом проведения перечисленных выше видов идентификации является заключение о соответствии существенным признакам или установленным требованиям технических регламентов и национальных стандартов. Если выявленное несоответствие сопровождается ещё и недостоверной или недостаточной информацией, то такие товары и услуги с несоответствиями идентифицируются как фальсифицированные.
Фальсификация (от лат. falsificatio – подделка) – деятельность, направленная на введение потребителя в заблуждение относительно основополагающих характеристик товаров и услуг. Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – это продукция с умышленно изменёнными (поддельными) и (или) имеющими скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной (абзац 12 ст. 1 Закона № 29-ФЗ). Кроме того, данное понятие фигурирует в ряде отраслевых законов, в том числе в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 37 ст. 4), Федеральном законе от 27 декабря 2019 г. № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (п. 74 ст. 3) и других; в отношении фальсифицированных лекарственных средств существует определение, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения, и т. д.
В зависимости от подделываемых характеристик товара различают следующие виды фальсификации (Николаева. 2020. С. 47–68):
ассортиментная;
квалиметрическая;
количественная;
стоимостная;
информационная.
Средствами фальсификации могут служить продукция одного наименования, но пониженного качества (квалиметрическая фальсификация) или товары другого вида или наименования (например, при ассортиментной фальсификации сливочное масло заменяется маргарином), а также недостоверная информация на маркировке или в товарно-сопроводительных документах о качестве, виде и торговой марке, цене товаров (информационная и стоимостная фальсификация).
Способами фальсификации являются:
замена товаров одного вида или торговой марки на более дешёвые товары – фальсификаты того же или иного вида, но другого наименования или торговой марки (например, под видом коньяка продаётся коньячный спирт или подкрашенная в коричневый цвет водно-спиртовая жидкость);
незаконное использование зарегистрированного товарного знака (контрафактные товары);
разбавление товаров водой или другими жидкими компонентами (например, разбавление водой молока, алкогольных напитков; добавление в оливковое масло более дешёвых видов масла: соевого, подсолнечного и др.);
пересортица путём подмены товаров высших категорий качества товарами низших категорий (пшеничная мука первого сорта после отбеливания выдаётся за муку высшего сорта);
применение пищевых добавок и других малоценных или небезопасных ингредиентов без указания их на маркировке;
использование фальшивой упаковки и недостоверной информации об ассортиментной принадлежности, качестве и количестве фальсифицированных товаров.
Признаки, которыми должны обладать фальсификаты:
схожесть органолептических свойств (например, при замене сливочного масла маргарином), в том числе внешнего вида и торговой марки;
низкая цена по сравнению с фальсифицированным объектом.
Фальсификаты могут быть безопасными (например, при разбавлении напитков водой) и опасными (например, при использовании непищевых заменителей, в том числе запрещённых добавок).
Одним из распространённых видов фальсификации, выявляемой при марочной идентификации, является контрафакция. При этом контрафактная продукция всегда одновременно является и фальсифицированной, тогда как фальсифицированная продукция может не быть контрафактной.
Контрафактные товары и услуги – это товары, услуги и упаковка, выпускаемые и реализуемые с несанкционированным использованием зарегистрированного товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения (п. 1 ст. 1515 ГК РФ).
Контрафакция товаров обнаруживается при проведении марочной ассортиментной идентификации, поэтому она относится к ассортиментной фальсификации.
При выпуске и реализации фальсифицированных, в том числе контрафактных, товаров устанавливается административная, гражданская ответственность, а при незаконном использовании авторских и смежных прав или нанесении вреда жизни и здоровью потребителей – и уголовная ответственность.