Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательства
Госуда́рственный контро́ль (надзо́р) в сфе́ре предпринима́тельства, деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), целью которой являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательно установленных требований субъектами предпринимательской деятельности. Включает организацию и проведение проверок (плановых, внеплановых), плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также принятия предусмотренных законодательством РФ мер по организации и проведению профилактических мероприятий. Также организацию и проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, мер по пресечению и/или устранению последствий выявленных нарушений и проведению систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами предпринимательской деятельности [п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон № 294-ФЗ), ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ (Закон № 248-ФЗ)].
Закон № 248-ФЗ пришел на смену Закону № 294-ФЗ с целью смещения акцентов с проведения проверок на профилактику нарушений и предоставление субъектам предпринимательской деятельности большего количества гарантий.
Положения Закона № 294-ФЗ будут применяться до конца 2024 г. при организации и осуществлении лишь некоторых видов государственного контроля (надзора) (ст. 26.3 Закона № 294-ФЗ).
Применение Закона № 294-ФЗ и Закона № 248-ФЗ зависит, в частности, от вида государственного контроля (надзора) (ч. 1 ст. 26.3 Закона № 294-ФЗ, ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
По общему правилу плановые контрольные мероприятия в 2022 г. не проводятся (п.1 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»).
Допускаются плановые мероприятия в рамках:
санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении определённых объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
пожарного надзора в отношении определенных объектов, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска;
надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов 2-го класса опасности;
ветеринарного контроля (надзора) в области свиноводства.
Вместо планового мероприятия возможен профилактический визит и иные профилактические мероприятия, от которых контролируемое лицо не вправе отказаться (п. 2 Постановления № 336).
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки проводятся только по определённому перечню оснований; например, они допускаются по согласованию с прокуратурой в случаях:
непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
непосредственной угрозы обороне страны и безопасности государства;
непосредственной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера (п. 3 Постановления № 336).