Контрафакт
Контрафа́кт, товары, содержащие любые охраняемые результаты интеллектуальной деятельности или приравненные к ним средства индивидуализации, действия с которыми (в том числе изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение) приводят к нарушению исключительных прав их правообладателей (например, оригинальная продукция, ввезённая в ЕАЭС без согласия правообладателей, и поддельная продукция с незаконным использованием охраняемых средств индивидуализации этих товаров, в том числе обозначений, сходных до степени смешения) (п. 3.16 раздела «ГОСТ Р 58223-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции», утверждённого приказом Росстандарта от 13 сентября 2018 № 597-ст).
В Гражданском кодексе Российской Федерации установлены две формы контрафактной продукции: нарушение исключительных прав и незаконное использование товарных знаков. В соответствии с п. 4 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) контрафактными признаются материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и которые при изготовлении, распространении или ином использовании приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство. В соответствии с п. 1 ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
В юридической литературе обоснована позиция, в соответствии с которой контрафактом является заимствование чужого бренда (логотипа, товарного знака, торговой марки) без разрешения правообладателя. Под контрафактной продукцией в данном случае понимают создание и реализацию схожих с оригиналами товаров, т. е. подделку. Нередко единственным недостатком такого вида контрафактной продукции в данном случае может быть её противозаконность. Сам контрафакт может иметь не просто хорошее, а отличное качество. Например, кроссовки, произведённые не уполномоченным компанией Adidas изготовителем, на которые нанесен лейбл «Adidas». Другими словами, это подделка в виде копии фирменного образца. При создании такого рода подделок стараются полностью скопировать оригинал: упаковку, логотип, состав. Тем не менее подделка даже самого лучшего качества остается всё-таки подделкой. Чаще всего подделывают уже получившие известность бренды, т. к. они гарантируют незаконным производителям потребительский спрос (Сальникова А. В. Многоликий контрафакт // ИС. Промышленная собственность. – 2019. – № 5. – С. 55 – 59).
В законодательстве в широком смысле даны определения некоторых разновидностей контрафактной продукции, например контрафактной промышленной продукции (абзац 7 раздела 2 распоряжения Правительства РФ от 6 февраля 2021 № 256-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года»).