Широта ассортимента
Широта́ ассортиме́нта, набор товаров, объединяемый по сходству и различию признаков и обладающий способностью удовлетворять реальные или прогнозируемые потребности.
Ассортимент товаров представляет собой список всех разновидностей товаров или услуг, предоставляемых компанией, и характеризуется широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью, новизной, рациональностью, структурой, ассортиментным минимумом и гармоничностью.
Таким образом, широта является одним из свойств ассортимента, которое выражается как количество однородных и разнородных групп товаров. Группы товаров подразделяются на:
однородные;
разнородные.
Впервые термин «группа однородных товаров» и его определение появились в Правилах сертификации пищевых продуктов (соответствующее постановление отменено с 1 января 2021 на основании постановления Правительства РФ от 30 января 2020 № 65). Группа однородных товаров (в упомянутых выше Правилах – «группа однородной продукции») – подмножество товаров, предназначенное для удовлетворения аналогичных потребностей.
Совокупность товаров однородных групп и подгрупп составляют классы и подклассы товаров.
Так, продовольственные товары подразделяются на два подкласса: пищевые продукты и табачные изделия. В свою очередь, пищевые продукты подразделяются на три группы:
продукты растительного происхождения;
продукты животного происхождения;
продукты комбинированного происхождения.
Продукты растительного происхождения подразделяются на четыре однородные группы: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, кондитерские товары.
Продукты животного происхождения делятся на однородные группы: молочные, мясные, рыбные товары, яйцо и яйцепродукты. К продуктам комбинированного происхождения относятся вспомогательные товары (в том числе пищевые добавки, пряности и др.), масложировая продукция, пищевые концентраты, продукты специализированного назначения (для детского, спортивного, геронтологического и персонифицированного питания).
Таким образом, максимальная широта пищевых продуктов составляет 15 групп однородных товаров.
Группа разнородных товаров – это подмножество товаров, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей.
Так, классы продовольственных и непродовольственных товаров удовлетворяют разные потребности, поэтому по отношению друг к другу входящие в них группы являются разнородными (например, плодоовощные и одёжно-обувные товары).
Показателями широты являются действительная, базовая широта и коэффициент широты.
Действительная широта (ШД) – это реальное число групп или подгрупп товаров, входящих в ассортимент производственного или торгового предприятия. Так, действительная широта большинства продовольственных магазинов – 11 групп.
Базовая широта (ШБ) – это максимально возможное количество групп или подгрупп товаров, имеющихся на рынке, или определённые их сегменты. Базовая широта принимается за основу для сравнения и при расчёте коэффициента широты. Максимальная базовая широта продовольственного рынка равна 16 группам.
За единицу измерения действительной и базовой широты принимается группа товаров, а при необходимости (например, для характеристики развёрнутого ассортимента) и подгруппа товаров.
Коэффициент широты (КШ) – это расчётный показатель, определяемый как отношение действительной широты к базовой широте.
Расчёт КШ осуществляется по формуле:
КШ=ШД/ШБ*100%
Например, ассортимент магазина «Продукты» включает 11 групп, а базовая широта продовольственного рынка равна 16. Следовательно,
11/16*100=68,7%.
Современный этап развития торговли характеризуется внедрением концепции категорийного менеджмента, одной из особенностей которого является деление ассортимента не на группы, а на товарные категории. Входящие в категорию товары в сознании потребителей объединяются как товары совместного потребления, предназначенные для удовлетворения совокупности определённых потребностей. Так, товары для отдыха удовлетворяют в качестве основных рекреационные и развлекательные потребности, а в качестве дополнительных – физиологические, социальные и интеллектуальные потребности.
Товарные категории могут подразделяться на субкатегории. Так, категория «Сладкие кондитерские изделия» часто подразделяется на субкатегории: шоколадные изделия, конфеты, карамель и халва.
Товарные категории предназначены для характеристики широты категорийного ассортимента. Широта ассортимента и её показатели предназначены для характеристики группового или категорийного ассортимента. Единицей измерения широты группового ассортимента служат группа или группы однородных товаров, а для категорийного ассортимента – категория или субкатегория.