Франция. Кинематограф
Кинемато́граф Фра́нции. Франция – родина кинематографа. Официальной датой его рождения считается 28 декабря 1895 г., когда в Париже в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок впервые состоялся платный публичный показ программы фильмов, снятых братьями Огюстом Люмьером и Луи Люмьером.
Становление кинематографа тесно связано с творчеством Ж. Мельеса, создавшего в 1897 г. близ Парижа первую в мире киностудию и развивавшего жанр феерии. Из возникших в конце 19 в. кинопредприятий крупнейшее – Pathé (1896) – ориентировалось на широкого зрителя (режиссёры Ф. Зекка, Л. Нонге, А. Капеллани, Р. Лепренс и др.). Вторая по объёму выпускаемой продукции студия Gaumont (1895) во главу угла ставила эстетическую составляющую кинозрелища (А. Ги-Блаше, Л. Фейад). Фирма Éclair (главный режиссёр В. Жассе) специализировалась на производстве сериалов [«Ник Картер – король сыщиков» (1908); «Зигомар» (1911) и др.]. Превратить массовое зрелище в высокое искусство стремилось возникшее в 1908 г. акционерное общество Le Film d’Art (основатели: братья Лафит, А. Кальметт, Ш. Ле Баржи), выступавшее под лозунгом «Исполнение знаменитых сюжетов знаменитыми актёрами». С ним сотрудничали писатели – члены Французской академии и актёры «Комеди Франсез» (самое заметное произведение – «Убийство герцога де Гиза», 1908). Тогда же было создано «Кинематографическое общество драматургов и писателей», ориентированное на широкую зрительскую аудиторию. Его высшим достижением стала экранизация романа В. Гюго «Отверженные» (1912).
Завоёванное Францией мировое лидерство вызвало обострение конкуренции с США, пытавшимися защитить свой рынок от французского влияния. Первая мировая война нанесла удар по киноиндустрии Франции, лишив её многих рынков сбыта. Не оправдала себя и ставка кинокомпаний на крупнобюджетные проекты. Оживление кинопроцесса началось во 2-й половине 1920-х гг. благодаря деятельности небольших кинокомпаний (Studio réuni, Albatros, Franco film и др.). В историю мирового кино 1920-е гг. вошли благодаря авангардистскому экспериментальному кинематографу.
С киноимпрессионизмом (т. н. первый авангард), в основе которого лежали различные теории фотогении, связаны имена режиссёров Л. Деллюка («Молчание», 1920; «Лихорадка», 1921; «Женщина ниоткуда», 1922), Ж. Дюлака («Улыбающаяся мадам Бёде», 1923), М. Л’Эрбье («Человек открытого моря», 1920; «Эльдорадо», 1921), Ж. Эпштейна («Верное сердце», 1923; «Прекрасная нивернезка», 1923; «Трёхстворчатое зеркало», 1927; «Падение дома Эшеров», 1928), Абеля Ганса («Колесо», 1922; «Наполеон», 1927), Д. Кирсанова («Менильмонтан», 1926; «Осенние туманы», 1928) и др. Год смерти вдохновителя движения Деллюка (1924) символически считается датой окончания первой волны французского авангарда, несмотря на то что многие её представители продолжили эксперименты в этом направлении. В этот период бурно развивалась теория кино (Р. Канудо, Э. Вюйермоз, Деллюк, Эпштейн, Л’Эрбье, Л. Муссинак и др.).
Для «второго авангарда» («чистое кино»), на который повлияли абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм, знаковыми стали фильмы Мана Рея («Возвращение к разуму», 1923; «Морская звезда», 1928), Р. Клера («Антракт», 1924), Ф. Леже («Механический балет», 1924), М. Дюшана («Анемик синема», 1926), Ж. Дюлак («Раковина и священник», 1928), Л. Бунюэля и С. Дали («Андалузский пёс», 1928; «Золотой век», 1930), Ж. Кокто («Кровь поэта», 1930) и др.
Рождение третьей волны французского киноавангардизма (экспериментальное документальное кино) связывают с выходом фильма «Только время» А. Кавальканти (1926). Среди крупнейших работ этого направления: «Центральный рынок» А. Галицына, Б. Кауфмана и др. (1927), «Зона» Ж. Лакомба и «Парижские этюды» А. Соважа (оба – 1928), «Электрические ночи» (1928) и «Монпарнас» (1929) Э. Деслава, «По поводу Ниццы» Ж. Виго (1930), «Лас Урдас» Л. Бунюэля (1932, вышел на экраны в 1937).
В 1930-х гг. активизировалось кинопроизводство и вместе с ним – творчество режиссёров нового поколения (Ж. Ренуар, М. Карне, Ж. Дювивье, Ж. Гремийон и др.). В начале 1930-х гг. сформировалось направление «поэтический реализм», в котором центральное место занимал творческий тандем режиссёра М. Карне и сценариста Ж. Превера. Большое влияние на мировоззрение режиссёров этого периода оказали левые политические движения, главным образом Народный фронт. В золотой фонд французского кино вошли фильмы: «Ноль за поведение» (1933, вышел на экраны в 1945) и «Аталанта» (1934) Ж. Виго, «Набережная туманов» и «День начинается» (оба – 1938) М. Карне, «Великая иллюзия» (1937), «Человек-зверь» (1938) и «Правила игры» (1939) Ж. Ренуара.
В годы Второй мировой войны французский кинематограф в целом сохранил самобытность, хотя и подвергался цензуре, результатом которой стали отход от острого отражения действительности (исключение – «Ворон» А.-Ж. Клузо), усиление тенденции к иносказательности и символизму («Вечерние посетители», 1942, «Дети райка», 1945, оба – Карне; «Летний свет» Ж. Гремийона, 1942; «Вечное возвращение» Ж. Деланнуа, 1943, и др.).
После войны наиболее востребованным оказался т. н. фильм нуар («чёрный фильм»): «Набережная Орфевр» (1947), «Манон» (1948), «Плата за страх» (1952) и «Дьяволицы» (1954) А.-Ж. Клузо, «Деде из Антверпена» И. Аллегре (1948), «Не тронь добычу» Ж. Беккера (1954), «Мужские разборки» Ж. Дассена (1955) и др.
Огромной популярностью пользовался кинематограф «французского качества»: «Молчание – золото» (1947), «Красная гостиница», «Фанфан-тюльпан» (оба – 1951), «Большие манёвры» (1955) и др. Сохранялся интерес к приключенческим фильмам о недавнем прошлом: «Благонадёжный папаша» (1946) и «Запрещённые игры» (1952) Р. Клемана, «Через Париж» К. Отан-Лара (1956), «Мари-октябрь» Ж. Дювивье (1958) и др.
В жанре комедии громко заявил о себе Ж. Тати. В то же время аналог итальянского неореализма, «социальный реализм» («Битва на рельсах» Клемана, 1945; «Человек идёт по городу» М. Пальеро, 1949), зрительской поддержки не получил. Несмотря на отдельные достижения в области выразительности [«Орфей» Ж. Кокто (1949), «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» М. Карне (1951), «Дневник сельского священника» (1950) и «Приговорённый к смерти бежал, или Ветер веет, где хочет» (1956) Р. Брессона], французские кинематографисты продолжали искать пути обновления, о чём свидетельствовали эксперименты А. Астрюка (теория «камеры-пера»), фильмы «Группы тридцати» и др.
Конец 1950-х – начало 1960-х гг. ознаменовались приходом в режиссуру молодых синефилов-непрофессионалов, получившим название «новая волна». Они утвердили принципы авторского кино и малобюджетную модель кинопроизводства. Для «новой волны» характерны обращение к современной молодёжной тематике, съёмка преимущественно на натуре, импровизационные методы в актёрской игре наряду с обычным монтажным решением, активное использование глубинной мизансцены, плана-эпизода и т. п. Лидеры «новой волны» – Ж.-Л. Годар («На последнем дыхании», 1959), Ф. Трюффо («Четыреста ударов», 1959; «Жюль и Джим», 1961), К. Шаброль («Красавчик Серж», 1958), Э. Ромер («Знак льва», 1959, выпуск 1962), А. Варда («Клео от 5 до 7», 1961) и др.
С середины 1960-х гг. в связи с повышающейся политической напряжённостью в стране во французском кино наметилась тенденция к расширению политической тематики (киногруппы «Дзига Вертов», ISKRA, «Группа Медведкин» и др.). Среди наиболее известных фильмов: «Китаянка» и «Далеко от Вьетнама» (оба – 1967), «Весёлая наука» (1969), «Ветер с Востока» Годара (1969), «Z, или Анатомия политического убийства» К. Коста-Гавраса (1968).
Наряду с неослабевающим интересом к социально-политическому кинематографу, 1970-е гг. отличались разнообразием поисков в традиционных жанрах (комедия, детектив, психологическая драма и др.), возвратом к традициям «французского качества». Наиболее крупные режиссёры этого периода: Ж. Эсташ, Б. Блие, М. Пиала, А. Тешине, К. Соте, И. Буассе и др. В 1980-х гг. кино Франции переживало кризис, связанный с широким распространением альтернативных средств вещания (видео, частные каналы, кабельное, спутниковое телевидение). Оживление связано с т. н. арабским направлением: «Чай в гареме Архимеда» М. Шарефа, «Помада» Р. Бушареба (оба – 1985) и др. Новой «новой волной» назвали молодую плеяду режиссёров: Ж.-Ж. Бенекс («Дива», 1981; «Луна в сточной канаве», 1983), Л. Каракс («Парень встречает девушку», 1984; «Дурная кровь», 1986), Л. Бессон («Подземка», 1985; «Голубая бездна», 1988) и др. Очередным всплеском интереса к социальной проблематике отмечены 1990-е гг., когда ярко проявили себя режиссёры Л. Канте, Ж.-Ф. Рише, Б. Дюмон, Дж. Кабрера, Г. Ноэ, Р. Гедигян, Э. Зонка и др. Самым известным фильмом десятилетия стала «Ненависть» М. Кассовица (1995). На фоне социально-политических событий разворачивается любовная драма в картине «Индокитай» (1991, режиссёр Р. Варнье, премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, 1993).
Начало 21 в. связано с успехом французского кинематографа на мировом рынке: в 2001 г. на экраны вышел фильм «Необыкновенная судьба Амели Пулен» («Амели») Ж.-П. Жёне. Картина высоко оценена как критиками (13 номинаций на премию «Сезар» и 4 награды; 5 номинаций на премию «Оскар»), так и зрителями и стала первым самым кассовым франкоязычным фильмом, выпущенным в США. В течение последующих лет лидерами в мировом кинопрокате становились: историческая драма «Братство волка» К. Гана (2001), комедия «Бобро поржаловать!» Д. Буна (2007), комедия «1+1» (режиссёры О. Накаш, Э. Толедано, 2011). Среди других картин: «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» А. Шаба (2001), «Хористы» К. Барратье (2003), «Неприкасаемые» О. Маршаля (2011) и др.
Особое место в европейском кинематографе занимает компания Л. Бессона EuropaCorp, пытающаяся противостоять голливудской экспансии во французском прокате. Метод Бессона заключается в создании инновационной модели, размывающей границы между искусством и коммерцией и, как следствие, между французской и голливудской моделями.
Международное признание получили многие актёры. Так, в 2008 г. М. Котийар удостоена премии «Оскар» за роль Э. Пиаф в байопике «Жизнь в розовом цвете» (режиссёр О. Даан) – ещё одном французском хите проката. Л. Сейду сыграла роль возлюбленной Бонда в картине «Не время умирать» (2021, режиссёр К. Фукунага).
Французских режиссёров приглашают в Голливуд для постановки боевиков, триллеров и фильмов ужасов, а также на некоторые независимые студии Северной Америки. Самая успешная международная карьера сложилась у М. Гондри: его фильм «Вечное сияние чистого разума» (2004; в ролях Дж. Керри и К. Уинслет) удостоен премии «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в 2005 г. Сам фильм стал одним из самых ярких явлений в американском кинематографе начала нового века. Среди других французских режиссёров: Ж. Пирес – «Неудержимые» (2002); Питоф – «Женщина-кошка» (2004; с Х. Берри в главной роли); Ж.-Ф. Рише – «Нападение на 13-й участок» (2005; в главных ролях И. Хоук и Л. Фишборн); Ф. Э. Сири – «Заложник» (2004, с Б. Уиллисом); М. Кассовиц – «Готика» (2003), «Вавилон нашей эры» (2008); П. Морель – «Заложница» (2008), «Ганмен» (2014), «Багровая мята» (2018); Л. Летерье – «Перевозчик» (2002), «Перевозчик 2» (2005), «Невероятный Халк» (2008), «Иллюзия обмана» (2013) и др.
Французские кинематографисты – постоянные гости и лауреаты международных кинофестивалей и премий как у себя на родине, так и за рубежом: эпатажный фильм А. Кешиша «Жизнь Адель» (2013) стал триумфатором Каннского кинофестиваля – впервые «Золотую пальмовую ветвь» за 2013 г. за лучший фильм наряду с режиссёром получили исполнительницы главных ролей: А. Экзаркопулос и Л. Сейду. Немой фильм «Артист» М. Хазанавичуса (2011) удостоен нескольких международных наград: «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и т. д. в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая мужская роль» и др.
Среди других значительных режиссёров: Ж. Одиар – «Моё сердце биться перестало» (2005, BAFTA за лучший фильм не на английском языке, 2006); «Пророк» (2009; Гран-при Каннского кинофестиваля за 2009, BAFTA за лучший фильм не на английском языке, 2010); «Дипан» (2015; «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, 2015); Ф. Озон – «8 женщин» (2001, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, 2002); «В доме» (2012, «Золотая раковина» и приз жюри Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 2012); «По воле Божьей» (2018, Гран-при Берлинского кинофестиваля, 2019); Б. Дюмон – «Фландрия» (2006, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, 2006); Л. Канте – «Класс» (2008, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, 2008). Частые гости международных фестивалей: К. Оноре («Все песни только о любви», 2007), «Прости, ангел» (2018), Л. Каракс («Корпорация "Святые моторы"», 2012; «Аннет», 2021, приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, 2021), Г. Ноэ («Необратимость», 2002), «Любовь» (2015), «Экстаз» (2018) и др. Многие фильмы братьев Дарденн – ведущих режиссёров Бельгии, исследующих нравственные и социальные тупики современного европейца, – являются копродукцией с Францией: «Обещание» (1996), «Розетта» (1999), «Сын» (2002), «Дитя» (2005) и «Два дня, одна ночь» (2014), «Молодой Ахмед» (2019), «Тори и Локита» (2022). Среди других удачных совместных производств: «Новый порядок» (2020) Мишеля Франко (Мексика) – премия Большого жюри Венецианского фестиваля 2020 г.; «Близко» (2022) Лукаса Донта (Бельгия) – Гран-при жюри Каннского фестиваля 2022 г.
В начале 21 в. свои последние фильмы снимали ветераны французского кино: А. Рене продолжал исследования в области театральной условности – «Только не в губы» (2003), и мелодрамы – «Сердца» (2006), «Дикие травы» (2009), «Вы ещё ничего не видели» (2012), «Любить, пить и петь» (2013). А. Варда в новом веке посвятила себя документальному кино: «Собиратели и собирательница» (2000), «Собиратели и собирательница. Два года спустя» (2002), «Вдовы из Нуармутье» (2006), «Побережья Аньес» (2008), «Лица, деревни» (2017). Продолжили смелые эксперименты Э. Ромер [«Роялистка» (2001), «Роман Астреи и Селадона» (2007)] и Ж.-Л. Годар [«Хвала любви» (2001), «Социализм» (2010), «Прощай, речь 3D» (2014), «Книга образов» (2018)].
Среди молодых режиссёров, дебютировавших в 2010–2020-х гг.: Ксавье Легран («Опекунство», 2017, «Серебряный лев» за режиссуру, «Лев Будущего – Приз Луиджи де Лаурентиса» за лучший дебют Венецианского кинофестиваля, 2017); Жан-Бернар Марлен («Шахерезада», 2018, премия «Сезар» за лучший дебютный фильм, 2019); Селин Сьямма («Портрет девушки в огне», 2019, приз за лучший сценарий и «Квир-пальма» Каннского кинофестиваля, 2019); Жюлия Дюкурно («Титан», 2021, «Золотая пальмовая ветвь» 74-го Каннского кинофестиваля, 2021).
За более чем вековую историю французский кинематограф сформировал одну из мощнейших в мире исполнительских школ. Среди лучших актёров разных лет: И. Аджани, Ф. Ардан, Б. Бардо, Ж.-П. Бельмондо, Н. Бай, Ж. Баласко, Э. Беар, Ж. Бинош, С. Боннер, Бурвиль, М. Влади, Ж. Габен, Л. Гаррель, Ш. Генсбур, А. Делон, К. Денёв, Ж. Депардьё, Ж. Дельпи, Ж. Дюжарден, А. Жирардо, Г. Кане, В. Кассель, М. Котийар, К. Клавье, М. Линдер, М. Лоран, Ж. Маре, С. Марсо, И. Монтан, Ж. Моро, Ф. Нуаре, Р. Оссейн, В. Паради, М. Пикколи, К. Поэзи, Л. Санье, Л. Сейду, С. Синьоре, С. Тестю, О. Тоту, Г. Ульель, Фернандель, Ж. Филип, Л. де Фюнес, И. Юппер.
В 1946 г. основан Международный кинофестиваль в Канне, в 1979 г. – Международный кинофестиваль короткометражного кино в г. Клермон-Ферран (начинался как неделя короткометражных фильмов, с 1982 конкурс, с 1988 международный), считающийся самым престижным фестивалем короткометражного кино в мире. В 1951 г. учреждена премия имени Ж. Виго «За независимость мысли и оригинальность стиля», в 1976 г. – ежегодная национальная кинопремия «Сезар» (César).