Карне Марсель
Карне́ Марсе́ль (Marcel Carné) [18.8.1906, Париж – 31.10.1996, Кламар), французский кинорежиссёр.
Из семьи столяра-краснодеревщика. В 1927 г. окончил курсы кино и фотографии при Школе искусств и ремёсел в Париже. Начинал как ассистент оператора Ж. Периналя в фильме «Новые господа» (1928). Параллельно выступал как кинокритик. В 1929 г. совместно с М. Санвуазеном снял поэтический фильм-репортаж «Ножан – воскресное Эльдорадо», посвящённый одному дню господина Ножана, после чего Р. Клер пригласил Карне в качестве ассистента на съёмки фильма «Под крышами Парижа» (1930).
С 1933 г. ассистент режиссёра Ж. Фейдера («Большая игра», 1934; «Пансион "Мимоза"» и «Героическая кермесса», оба – 1935). В 1935 г. вступил в ассоциацию революционных художников и писателей, основавших группу «Свободное кино», где познакомился с Ж. Превером и др. В 1936 г. по сценарию Превера поставил свой первый полнометражный игровой фильм – «Женни», положивший начало их многолетнему творческому союзу.
Следующей совместной работой стал фильм «Забавная драма, или Странное приключение доктора Молино» (1937), тяготевший к полижанровой структуре (соединил реализм и фантасмагорию, лирическое повествование, тонкий психологизм с бурлеском и эксцентризмом). Классикой французского кинематографа стали фильмы «Набережная туманов» (1938) и «День начинается» (1939), в которых Карне одним из первых применил в кино приём «внутреннего монолога». В художественном языке этих фильмов, в нетрадиционных для 1930-х гг. образах отразилось мироощущение предвоенной Европы в ожидании катастрофы (грустные и таинственные туманные пейзажи, погружённые в сероватую дымку пустые ночные кафе, отсвет фонарей на мокрой брусчатке). Необычны были и одинокие, разочарованные герои, ощущавшие своё бессилие перед окружающим миром и пытавшиеся хоть на краткий миг противостоять судьбе. Фильмы Карне и Превера стали основными произведениями поэтического реализма – нового направления во французском кинематографе. Внешне сохраняя черты реализма, их образная система выходила на уровень символического мироосмысления.
В период оккупации Франции Карне поставил два фильма, впоследствии завоевавшие мировое признание: «Вечерние посетители» (1942) и «Дети райка» (1945; специальное упоминание международного жюри критиков Венецианского кинофестиваля, 1946). В них поэтический реализм, приближаясь к стилизованному (во многом благодаря цензурным запретам) под легенду 15 в. метафорическому повествованию, претерпел существенные изменения, приобретя черты неоромантизма. Одно из высших достижений Карне и Превера – фильм «Дети райка», отличавшийся изобразительным богатством, сложной композицией и размахом постановки, которая воспроизводила атмосферу Парижа 1-й половины 19 в. В поисках синтеза зрелищности и философской глубины Карне и Превер соединили в нём различные живописные, театральные и литературные традиции.
Выход фильма на экраны одновременно с «Генрихом V» Л. Оливье (1944) и «Иваном Грозным» С. М. Эйзенштейна (1945) вызвал полемику о путях развития кинематографа. Последним совместным фильмом Карне и Превера стали «Врата ночи» (1946). Его прокатная неудача обернулась для режиссёра трёхлетним простоем.
В начале 1950-х гг., в эпоху неореализма, Карне не изменил своему романтическому мироощущению в фильме «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951) и экранизации романа Э. Золя «Тереза Ракен» (1953; «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, 1953). Запоздалую дань неореализму Карне отдал в фильме «Воздух Парижа» (1954).
С приходом «новой волны» обострилось ощущение старомодности романтических устремлений режиссёра как выразителя духа 1930–1940-х гг., свидетельством чему стали фильмы: «Обманщики» (1958), «Пустырь» (1960), «Корм для пташек» (1963), «Молодые волки» (1968) и др.
Юбилейная премия Венецианского кинофестиваля (1982).