Годар Жан-Люк
Года́р Жан-Люк (Jean-Luc Godard) (3.12.1930, Париж – 13.9.2022, Роль, кантон Во, Швейцария), французский и швейцарский кинорежиссёр, сценарист, теоретик кино.
В 1949 г. поступил в Сорбонну на философский факультет по специальности «этнология», но не закончил обучения. В 1950 г. основал (совместно с Ж. Риветтом и Э. Ромером) La Gazette du cinéma, где дебютировал как кинокритик под псевдонимом Ганс Лукас. Один из ведущих авторов (1952, 1956–1959) журнала Les Cahiers du cinéma («Кинематографические тетради»), пропагандировал американское жанровое и французское «авторское» кино, закладывая теоретические основы «новой волны». Режиссёрский дебют – документальный фильм «Операция бетон» (1954).
Первый игровой полнометражный фильм «На последнем дыхании» (1959; приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине,1960) стал манифестом «новой волны», радикально трансформировав язык кино и заложив основы эстетики Годара: отрицание законов монтажа, линейного сценария, павильонных съёмок; трактовка игрового фильма как документального свидетельства о своей эпохе; использование приёмов коллажа, цитат и аллюзий, предвещающее эстетику постмодернизма; растворение жанрового начала в лирическом авторском тексте.
Ряд фильмов Годара подвергался преследованиям цензуры: «Маленький солдат» (1960, вышел на экраны в 1963; запрещён французской цензурой за критику колониальной войны в Алжире), «Замужняя женщина» (1964), «Богородица, Дева, радуйся» (в других переводах «Хвала тебе, Мария», «Приветствую тебя, Мария», 1985).
В фильмах первой половины 1960-х гг. Годара занимали проблемы свободы, власти, подчинения: «Жить своей жизнью» (1962, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, 1962), «Карабинеры», «Презрение» (оба – 1963), «Альфавиль», «Безумный Пьеро» (оба – 1965). В форме социологического исследования сняты фильмы «Мужское – женское» (1966), «Две или три вещи, которые я знаю о ней», «Китаянка» (приз Венецианского кинофестиваля; оба – 1967). Антибуржуазная сатира в фильме «Уик-энд» (1967) – предвидение и идеологическое обоснование леворадикального бунта. Активно участвуя в студенческих волнениях 1968 г., Годар перешёл на позиции маоизма.
Создал (совместно с Ж.-П. Гореном и Ж.-А. Роже) Groupe Dziga Vertov, снимавшую анонимные пропагандистские «кинолистовки» (в том числе по заказу Организации освобождения Палестины, о событиях в Чехословакии, Вьетнаме и т. д.). В фильме «Всё хорошо» (1972, совместно с Гореном) Годар вернулся к традиционному кинопроизводству, иронично изобразив забастовочное движение. В 1970-х гг. одним из первых стал осмысливать и использовать видео как новый вид искусства: «Номер два» (1975), «Здесь и там», «Шестью два» (оба – 1976). С 1973 до середины 1990-х гг. часто работал в соавторстве с Анн-Мари Мьевиль.
С 1980 г. жил в Швейцарии. Начиная с фильма «Спасайся, кто может» (1980) обратился к внешне традиционному киноязыку; драма некоммуникабельности в современном мире выражена чередованием статики и условной динамики, подчёркивающей неподлинность любой имитации жизни. Фильм «Страсть» (1982) синтезировал выразительные средства кино и «ожившую» классическую живопись. В фильме «Имя: Кармен» (1983; Золотой лев Венецианского кинофестиваля, 1963) сюжет П. Мериме перенесён в террористическое подполье.
Значительный проект Годара – телесериал «Истории кино» (1989–1998), коллаж визуального наследия мировой культуры в сопровождении лирического монолога автора, глубоко пессимистичное обобщение опыта 20 в. В 1990-х – начале 2000-х гг. Годар поставил фильмы в жанре эссе, наброска, элегии на темы бессилия художника, насилия и сопротивления насилию: «Горе мне» (1993), «ЖЛГ/ЖЛГ– Автопортрет в декабре» (1994), «Моцарт навсегда» (1996), «Хвала любви» (2001). В 2010 г. снял фильм «Социализм», поднимающий острые проблемы современности, в 2014 г. – экспериментальную 3D-ленту «Прощай, речь» (премия жюри Каннского кинофестиваля, 2014), в 2018 г. – фильм «Книга образов» (специальная Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля).
Автор сценариев большинства своих фильмов.
Приз Венецианского кинофестиваля за вклад в киноискусство (1982).
Премия «Оскар» за вклад в развитие кинематографа (2011).