#Культура европейских стран
Культура европейских стран
Тег

Культура европейских стран

Культура европейских стран
Найденo 8 статей
Театр
Страны мира. ТеатрСтраны мира. Театр
Словакия. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Слова́кии. Театральная традиция в Словакии корнями связана с творчеством бродячих сказителей. Первое упоминание о театральном представлении относится к 1439 г., когда в Братиславе школьниками было разыграно пасхальное действо. Первый публичный спектакль на словацком языке состоялся в 1830 г. в Липтовски-Микулаше: любительский кружок показал комедию «Коцурково, или Как бы нам в дураках не остаться» Я. Халупки («Kocúrkovo alebo len aby sme v hanbe nezostali» Ján Chalupka). В 1920 г. в Братиславе создан Словацкий национальный театр (Slovenské národné divadlo), включавший оперную, балетную и драматическую труппы. До 1932 г. спектакли шли преимущественно на чешском языке, позднее параллельно с чешской основана словацкая труппа. В послевоенное время заметно влияние советского театра; начиная с 1960-х гг. формируется независимый национальный театр, расцвет которого пришёлся на 1990-е гг. Театр рубежа 20–21 вв. развивается в русле современных европейских тенденций: преобладают яркие визуальные образы, используются видеопроекции и агрессивные средства выразительности.
Страны мира. Кинематограф
Словакия. Кинематограф
Кинемато́граф Слова́кии. Первый кинопоказ на территории Словакии состоялся в 1896 г. в г. Кошице. До 1918 г. кинопрограммы формировались из зарубежных лент. Формирование национальной словацкой кинематографии началось после Второй мировой войны и связано с деятельностью М. Фрича, В. Вассермана, П. Биелика, в последующие годы – Ш. Угера и М. Шулика. Фильм «Магазин на площади» Я. Кадара и Э. Клоса («Obchod na korze», 1965), снятый на базе пражской киностудии Barrandov Studio («Баррандов») с участием словацких актёров на словацком языке, в 1965 г. удостоен «Особого упоминания» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке за 1965 г. Кинематограф Словакии развивается в рамках традиционной жанровой системы. В разные годы словацкие кинематографисты удостаивались премий ведущих европейских кинофестивалей (в Венеции, Карловых Варах, Москве и др.).
Кино
Страны мира. Кинематограф
Ирландия. Кинематограф
Кинемато́граф Ирла́ндии. Киносеансы в Ирландии проводились с 1896 г. Дальнейшее развитие кинематографа происходило под влиянием английской режиссуры и американской кинокомпании «Калем» (Kalem). В 1936 г. в Дублине основано Ирландское киносообщество (с 1978 Союз ирландских киносообществ), его цель состояла в интерпретации искусства кино. С 1919 по 1940-е гг. развитие национального кинопроизводства тормозилось из-за цензуры и отсутствия государственной поддержки. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. приняты меры по стимулированию кинопроизводства. В 1980 г. создан Ирландский совет по кинематографии. С 1980-х гг. постепенно завоёвывают всемирное признание ирландские режиссёры, самые известные из которых – М. Макдона и Д. Макдона, лауреаты многих международных кинофестивалей. С 1956 г. проводится кинофестиваль в г. Корк. В 1985 г. организован Международный кинофестиваль в Дублине (с 2003 проводится регулярно).
Кино
Страны мира. Зрелищные виды искусства
Франция. Кинематограф
Кинемато́граф Фра́нции. Франция – родина кинематографа, где в 1895 г. впервые состоялся первый публичный показ программы фильмов, снятых О. Люмьером и Л. Люмьером. Дальнейшее становление кинематографа связано с именами крупнейших режиссёров 20 в.: Ж. Мельеса, Мана Рея, Р. Клера, Ф. Леже, Л. Бунюэля, М. Карне, Ж.-Л. Годара, Ф. Трюффо, К. Шаброля, А. Варда, Л. Каракса, Л. Бессона, Б. Дюмона, Г. Ноэ, М. Кассовица.
«Золотая пальмовая ветвь»
Страны мира. Зрелищные виды искусства
Франция. Балетное искусство
Бале́тное иску́сство Фра́нции. В Средние века танец входил в состав церковных церемоний и народных празднеств, с 14 в. включался в городские театрализованные зрелища и дворцовые интермедии, в 17 в. балет стал придворным искусством: исполнителями выступали придворные, члены королевской семьи (в 1651–1670 – король Людовик XIV) и профессиональные танцовщики. В 1661 г. Людовик XIV основал в Париже Королевскую академию танца, в чьи задачи входили систематизация знаний о балетном танце, терминологии и создание обучающей программы. В 1669 г. основан и в 1671 г. открыт музыкальный театр – Королевская академия музыки и танца (ныне Парижская опера). В 18 в. обогатилась техника танца. В начале 19 в. техника танца вышла на новый уровень: появились виртуозное вращение, мощные прыжки, движения на полупальцах, а в дальнейшем – на пуантах. К концу 19 в. балетное искусство Франции деградировало, превратившись в дополнение к оперному спектаклю. Его возрождению способствовали творчество Русского балета Дягилева, постановки В. Ф. Нижинского, деятельность С. Лифаря. В 1960-х гг. заявили о себе М. Бежар и Р. Пети. В 1970-е гг., наряду с восстановлением старинных балетов («Коппелия» Л. Делиба, «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера в редакции П. Лакотта), репертуар пополнили работы современных хореографов. 1980-е гг. ознаменовались господством Р. Х. Нуреева. Балет Парижской оперы рубежа 20–21 вв. отличает тенденция к сближению классической эстетики с более актуальными направлениями в хореографии.
Шарль Гарнье. Здание Парижской оперы («Опера Гарнье»). 1861–1875
Страны мира. Театр
Норвегия. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Норве́гии, история театра в Королевстве Норвегия. Первым публичным спектаклем в истории норвежского театра считается «Грехопадение Адама» (вероятно, 1562). Дальнейшее развитие театрального искусства в Норвегии связано с постановками пьес У. Шекспира, К. Гольдони, исполнявшимися на датском языке. С 1899 г. начинается история национального театра, основой репертуарной политики становится норвежская драматургия. В начале 1970-х гг., с увеличением правительственной субсидии на развитие сценического искусства, открываются региональные театры. С конца 1980-х гг. в Норвегии регулярно проводятся театральные фестивали драматического искусства.
Театр
Страны мира. Театр
Сербия. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Се́рбии. Первое театральное представление в Сербии состоялось в 1734 г. Формирование национального театра связано с постановкой пьесы С. Стефановича «Смерть царя Уроша V» в 1825 г. в г. Нови-Сад. Становление профессионального театра началось с организации в 1861 г. в г. Нови-Сад Сербского национального театра, а в 1868 г. – Национального театра в Белграде. Наряду с постановкой национальной драматургии (Дж. Якшича, Л. Костича, Й. Суботича, Б. Нушича) в репертуар входили пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Г. Ибсена, Г. Гауптмана. Влияние на развитие театрального процесса в Сербии оказали представители русской театральной школы: состоявшиеся в 1920 г. гастроли группы артистов Московского Художественного академического театра во главе с В. И. Качаловым, а затем деятели русской эмиграции 1920–1930-х гг. Театральное искусство Сербии продолжает национальные традиции, впитывая опыт европейских сцен. Ведущим жанром драматургии на родине Б. Нушича остаётся комедия. Театры Белграда: Югославский драматический театр, Национальный театр (драматическая и оперная труппа), Белградский драматический театр, «Ателье 212», «Звездара», театр «Дах» («Дыхание», основан в 1991), возглавляемый Д. Милошевич и Я. Анджелич – последователями Э. Барбы. С 1993 г. существует Центр театральных исследований. Театры в других городах: Крагуевац – имени Й. Вуйича (1835); Ниш – Национальный (1887, драматический), кукольный (1951); Нови-Сад – Молодёжный (основан как кукольный, современное название с 1968), Новосадский театр (1974, постановки на венгерском языке). Действуют Музей театрального искусства в Белграде (1950) и Театральный музей Воеводины в Нови-Саде (1982). Проходит ежегодный фестиваль национальной драматургии «Стериино позорье» (с 1956 в Нови-Саде), издаются театральные журналы «Сцена» в Нови-Саде и «Театрон» в Белграде. Проводится Белградский интернациональный театральный фестиваль (BITEF, с 1967).
Театр
Страны мира. Кинематограф
Сербия. Кинематограф
Кинемато́граф Се́рбии. История кинематографа в Сербии началась с показов фильмов братьев Л. Люмьер и О. Люмьер в 1896 г. в Белграде. В 1911 г. театральный режиссёр И. Станоевич снял первый игровой фильм «Жизнь и деяния бессмертного вождя Карагеоргия». В 1920-е гг. в Белграде созданы киностудии Novaković film и Artistik film. После 1945 г. в Белграде открылись студии – федеральная Zvezda film и республиканская Avala film. В это же время возникло направление, посвящённое партизанскому движению (кульминация – фильм «Битва на Неретве» В. Булайича, 1969; в главных ролях – С. Ф. Бондарчук, О. Уэллс). Во 2-й половине 20 в. кинематограф Сербии последовательно пережил этапы: 1950-е гг. – период освоения современного киноязыка и формирования собственной школы: «Большой и маленький» (1956, премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1957); 1960-е гг. – «чёрная волна», противопоставлявшая себя как жанровому «ширпотребу», так и «партизанскому» кино («Пробуждение крыс», 1967, премия Берлинского кинофестиваля, 1967, и др.); 1970-е гг. – лиризм и утверждение гуманистических ценностей; основным жанром стала трагикомедия: 1980-е гг. – успехом пользовался жанр триллера; в 1990-х гг. ярко заявили о себе Э. Кустурица (призы международных кинофестивалей в Каннах, Берлине, Венеции и др.) и С. Драгоевич («Красивые деревни красиво горят», 1996; «Раны», 1998). Лента «Оазис» (2020, режиссёр И. Икич), в которой воспитанники интерната для подростков с особенностями развития играют самих себя, принимала участие в секции Дня Венеции Венецианского кинофестиваля, а также была выдвинута от Сербии на соискание премии «Оскар» (2020). Международные кинофестивали: в Белграде – FEST (с 1971), анимационный BALKANIMA (с 2004), в г. Нови-Сад – фестиваль кино- и медиаискусств Cinema City (с 2007).
Кино