Бунюэль Луис
Бунюэ́ль Луи́с (Буньюэль, Бюнюэль; Luis Buñuel) (22.2.1900, деревня Каланда, провинция Новый Арагон, Испания – 29.7.1983, Мехико), испанский кинорежиссёр, сценарист.
Из состоятельной семьи, учился в католических школах, завершал среднее образование в светском лицее в Сарагосе. С 1917 г. в Мадриде. Изучал историю, философию и литературу в Мадридском университете Комплутенсе.
На формирование взглядов Бунюэля оказали влияние Ф. Гарсия Лорка, С. Дали, Р. Гомес де ла Серна. Начинал как литератор и кинокритик. Примкнул к ультраизму – художественному авангардистскому движению 1920-х гг. С 1925 г. в Париже. Работал ассистентом режиссёра у Ж. Эпштейна. Сблизился с кружком сюрреалистов (Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар, Р. Магрит, Ж. Садуль и др.). Режиссёрские кинодебюты Бунюэля – «Андалузский пёс» (1928, сценарий совместно с С. Дали) и «Золотой век» (1930) – стали образцами сюрреализма в кино. Антиклерикальные и антибуржуазные мотивы послужили причиной запрета «Золотого века» (на 50 лет) и документального фильма «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932, вышел на экраны в 1937), вынудившего Бунюэля на 15 лет оставить режиссуру (участвовал в гражданской войне, состоял на дипломатической службе).
В 1938–1946 гг. жил в США, где в качестве консультанта и монтажёра участвовал в создании фильмов о Гражданской войне в Испании 1936–1939 гг. и Второй мировой войне 1939–1945 гг., делал испаноязычные версии американских фильмов, работал в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
С 1946 г. в Мексике, где начал снимать жанровое кино, преимущественно мелодрамы: «Большое казино» (1947), «Сусанна» («Демон и плоть», 1950), «Дочь обмана» («Дон Кинтин – горемыка», 1951), «Зверь» (1952) и др. В дальнейшем экранизировал произведения Г. де Мопассана («Женщина без любви» по роману «Пьер и Жан», 1951), Д. Дефо («Робинзон Крузо», 1952), Э. Бронте («Бездны страсти» по роману «Грозовой перевал», 1953), Б. Переса Гальдоса («Тристана», 1970) и др. Фильмы «Забытые» (1950, приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, 1951) и «Назарин» (1958, Международный приз Каннского кинофестиваля, 1959) определили поэтику кинематографа Бунюэля как «жестокий реализм», выдвинув режиссёра в ряд выдающихся деятелей мирового кинематографа.
В 1961 г. (после 18-летнего перерыва) Бунюэль снял на родине фильм «Виридиана» (вышел на экраны в 1976, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля). В творчестве Бунюэля гиперболизация, сюрреалистическая парадоксальность образа и метафизическая символика сочетались с минимализмом и подчас аскетической простотой. Основная тема большинства работ Бунюэля после 1961 г. – критика восходящих к Средневековью общепринятых социальных норм и жёстких церковных догматов, которые стесняют и даже парализуют живое течение жизни. Фильмы «Ангел-истребитель» (1962), «Симеон-столпник» (1965, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля), «Тристана» (1970) построены на темах и образах, навеянных творчеством М. де Сервантеса, Ф. Гойи, Ф. де Сурбарана.
В 1963–1977 гг. в основном работал во Франции; в фильмах этого периода, снятых по сценариям Ж.-К. Каррьера, при классической стройности формы и авторской отстранённости, ощутима прежняя непримиримость Бунюэля к ханжеству и фальшивым добродетелям современного общества: «Дневник горничной» (1964), «Дневная красавица» (1967, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля), «Скромное обаяние буржуазии» (1972, премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке), «Призрак свободы» (1974), «Этот смутный объект желания» (1977, премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке и за лучшую режиссуру, 1977). Многие фильмы снимал по собственным сценариям, выступал также как актёр и продюсер.
На Венецианском кинофестивале в 1969 г. Бунюэлю присуждено звание «Мастер кино». За творчество в совокупности получил также приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (1977), приз Московского международного кинофестиваля (1979). Юбилейная премия Венецианского кинофестиваля (1982).