Клер Рене
Клер Рене́ (René Clair; настоящие имя и фамилия Рене-Люсьен Шомет, René-Lucien Chomette) (11.11.1898, Париж – 15.3.1981, Нёйи-сюр-Сен), французский режиссёр.
Участвовал в Первой мировой войне 1914–1918 гг., был журналистом и кинокритиком. В 1920 г. дебютировал как актёр в фильме-балете Л. Фуллер «Лилия жизни» (1920). Снимался в сериалах Л. Фёйада («Сиротка», «Паризетта», оба – 1921) и фильмах Я. А. Протазанова («Смысл смерти», «За ночь любви», оба – 1921). Был ассистентом режиссёра Ж. Баронселли.
Первая самостоятельная режиссёрская работа – фантастическая комедия «Париж уснул» («Дьявольский луч», 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер был и автором сценария. Короткометражный фильм «Антракт» (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля «Представление отменяется» («Релакс», сценарий Ф. Пикабиа, музыка Э. Сати, балетмейстер Ж. Бёрлин). Фильмы «Призрак Мулен Ружа» и «Воображаемое путешествие» (оба – 1925) строились на сказочно-фантастических сюжетах.
В ранних фильмах Клер широко пользовался приёмами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками, что роднило его с авангардистами. Лучшая картина немого периода – «Соломенная шляпка» по Э. Лабишу (1927), где Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям.
С 1930-х гг. в творчестве режиссёра определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая. В своём первом звуковом фильме «Под крышами Парижа» (1930) широко использовал музыкальные лейтмотивы (фильм связан с традицией парижской уличной песенки) и крайне сдержанно – возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил канвой для создания стилизованной картины жизни «маленьких людей». К той же линии принадлежат фильмы «Миллион» (1931), где сильны также пародийные и сатирические акценты, и «14 июля» (1933).
В центре фильма «Свободу нам!» (1932) – противопоставление механического труда на конвейере в сценах на фабрике и иронически стилизованной «естественной жизни» в сценах на лоне природы. В фильме «Последний миллиардер» (1934; приз Московского международного кинофестиваля, 1935) Клер высмеивал буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-иронической направленностью отличались два фильма, поставленные Клером в Великобритании («Призрак едет на Запад», 1935; «Ошеломляйте новостями», 1938).
В 1940–1946 гг. жил в США, где поставил несколько фильмов; наибольший интерес представляет комедия «Я женился на ведьме» (1942), в которой характерные для режиссёра фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами против американского образа жизни.
Во Франции поставил фильм «Молчание – золото» (1947) – ностальгическую комедию о ранних годах кинематографа. В фильме «Красота дьявола» (1949) – современном варианте легенды о Фаусте – ставился вопрос, способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые предоставила в его распоряжение наука. Фильм «Ночные красавицы» (1952) в форме пародии на фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость» раcсказывал о мечтательном, не приспособленном к жизни композиторе. В фильме «Большие манёвры» (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающую лёгкую любовную интрижку в серьёзное чувство. В этой драматической комедии, как и в двух предыдущих фильмах, ярко проявилось актёрское дарование Ж. Филипа.
Фильм «Порт де Лила» (1957, в отечественном прокате – «На окраине Парижа») продолжил тему поэтизации жизни «маленьких людей», вытесненных буржуазным обществом. В фильме «Всё золото мира» (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать всё, что попадает им в руки. Творчество Клер завершает «костюмная» комедия «Галантные празднества» (1965, в отечественном прокате – «Праздники любви»).
В 1971 г. вышла его пьеса «Странное творение небес», в 1976 г. – сборник рассказов «Игра случая».
В 1960 г. Клер первым из кинематографистов был избран членом Французской академии. Юбилейная премия Московского Международного кинофестиваля (1979).