Абель Ганс
А́бель Ганс (Abel Gance; настоящие имя и фамилия Абель Эжен Александр Пертон, Abel Eugène Alexandre Perthon) (25.10.1889, Париж – 10.11.1981, там же), французский режиссёр.
Один из видных представителей европейского авангардизма. Творческую деятельность начал как поэт и драматург. В 1908 г. играл в театрах Парижа, Брюсселя. В 1909 г. снялся в фильме «Мольер» (режиссёр Л. Перре). В 1910–1911 гг. писал сценарии для режиссёров Л. Фёйада и А. Капеллани. Первая режиссёрская работа Ганса – «Плотина» (1912). В 1914–1915 гг. служил в армии, ставил фильмы на военную тему («Возвращаются ли мёртвые?», 1915; «Героизм Падди», 1916; и др.).
В 1915 г. поставил фильм «Безумие доктора Тюба», где экспериментировал, применяя комбинированные съёмки, двойную экспозицию, деформирующую оптику и т. п. Успехом пользовались фильмы «Матерь скорбящая» (1917), «Десятая симфония» (1918), «Я обвиняю» (1919). В фильме «Колесо» (1923) мощный темперамент режиссёра проявился в стремительном ритме, достигнутом средствами монтажа и неожиданными ракурсами.
Все свои значительные фильмы Ганс ставил по собственным сценариям. Крупнейшее достижение – исторический фильм «Наполеон» (1927), где впервые была использована изобретённая Гансом техника «поливидения» (одновременная проекция разных планов на три экрана). В годы звукового кино Ганс первым сформулировал понятие «звуковой перспективы», предвосхитившее появление стереофонии. Продолжал разрабатывать новые приёмы кинотехники, повторял в звуковом варианте свои старые фильмы – «Матерь скорбящая» (1932), «Наполеон» (1934), «Я обвиняю» (1938) и др., ставил экранизации и мелодрамы – «Дама с камелиями» (1934), «Великая любовь Бетховена» (1936), «Потерянный рай» (1940) и др. В 1954 г. поставил фильм «Нельская башня». Продолжал эксперименты с новыми техническими средствами («Мажирама», 1956, совместно с Н. Каплан), применяя их для создания масштабного экранного зрелища («Аустерлиц», 1960, совместно с Р. Ришбе).
Первый лауреат национального Гран-при в области кино (1974).