Берлинский кинофестиваль
Берли́нский кинофестива́ль (нем. Internationale Filmfestspiele Berlin; Берлинале, Berlinale), международный фестиваль кино. Проводится в столице Германии, г. Берлин, с 1951 г. Фестиваль проходит во дворце Берлинале (Berlinale Palast) и на других городских площадках. Относится к группе наиболее престижных фестивалей категории «А». Программа включает картины основного конкурса, секций «Встречи», «Панорама», «Форум», «Поколение», специальные показы, ретроспективы. Параллельно со смотром проходит кинорынок European Film Market. Символ фестиваля – медведь.
История создания
Берлинский кинофестиваль был создан после окончания Второй мировой войны оккупационными властями США, Великобритании и Франции, под управлением которых находился Западный Берлин. Идея принадлежала сотруднику Американской военной администрации по вопросам кинематографа О. Мартею (1st Berlin International Film Festival). В 1950 г. он сформировал комитет фестиваля, в который вошли представители немецкой киноиндустрии и берлинского Сената (Berlin International Film Festival). В июне 1951 г. они провели первый смотр, который открылся фильмом «Ребекка» («Rebecca», 1940, режиссёр А. Хичкок). Картину показали в кинотеатре «Титания-Паласт» – одном из старейших в Берлине, расположенном в районе Штеглиц (The Titania-Palast, a true palace. 2022).
Целью фестиваля было оживить культурную жизнь разрушенного в годы войны города и показать, каким может быть новый, свободный мир (1st Berlin International Film Festival). На первом Берлинале Мартей удостоился награды «Золотой медведь» за реализацию этого проекта. Главную награду вручили фильмам «Четверо в джипе» («Die Vier im Jeep», 1951, режиссёр Л. Линдтберг), «Правосудие свершилось» («Justice est faite», 1950, режиссёр А. Кайат), «Бивер Вэлей» («Beaver Valley», 1950, режиссёр Дж. Элгар), «Адрес неизвестен» («Sans laisser d'adresse», 1950, режиссёр Ж.-П. Ле Шануа) и мультфильму студии У. Диснея «Золушка» («Cinderella», 1950, режиссёры К. Джероними, У. Джексон и Х. Ласк).
В 1952–1955 гг. призы на фестивале присуждались по итогам зрительского голосования (Cowie. 2010). В 1956 г. брюссельская Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (франц. Fedération Internationale des Associations de Producteurs de Films) присвоила Берлинале класс «А», что поставило фестиваль в один ряд со смотрами в Каннах и Венеции. С этого момента фестиваль получил право выбирать международное жюри для присуждения наград (6th Berlin International Film Festival). Очень скоро Берлинале приобрёл репутацию авторитетного международного кинособытия, представляющего панораму авангардного и экспериментального кино со всего мира (Дунаевский. 2020).
В 1957 г. смотр перенесли в кинотеатр «Цоо-Паласт», который оставался главной площадкой Берлинале вплоть до 1999 г. После реконструкции он вновь стал одним из центров для показа фестивальных картин (History).
Первым директором Берлинского кинофестиваля в 1951–1976 гг. был А. Бауэр. С 1987 г. его имя носил один из призов фестиваля: он вручался за открытие новых путей в киноискусстве. Дважды обладателями награды становились режиссёры из Советского Союза: В. Ю. Абдрашитов за картину «Слуга» (1988), А. В. Рогожкин – за драму «Караул» (1989). Первый отечественный приз Берлинале после распада СССР получил М. М. Хуциев: в 1992 г. был награждён его фильм «Бесконечность» (1991). Накануне юбилейного, 70-го смотра в 2020 г. организаторам пришлось отказаться от его вручения после публикации в немецком издании Die Zeit статьи, из которой следовало, что директор-основатель Берлинале А. Бауэр был высокопоставленным культурным чиновником в национал-социалистическом правительстве (Nicodemus. 2020). Оргкомитет фестиваля принял решение провести независимое расследование возможных связей Бауэра с нацистами (70th Berlin International Film Festival), а специальный приз, ранее называвшийся «Серебряный медведь Альфреда Бауэра», был переименован в «Серебряный медведь 70-го Берлинале».
Из «большой тройки» европейских кинофестивалей Берлинале оказался в наибольшей степени затронут последствиями пандемии COVID-19. В феврале 2020 г. смотр прошёл в обычном формате: тогда организаторы заявляли, что внимательно следят за развитием ситуации с распространением коронавируса (Юбилейный Берлинский кинофестиваль … 2020). В 2021 г. из-за сложной эпидемиологической обстановки смотр прошёл в онлайн-формате, летом того же года награждение было проведено в очном формате, а некоторые картины показали в кинотеатрах (Первый этап международного … 2021). В 2022 г. зрители и пресса могли посетить показы только при наличии сведений о вакцинации, справки о перенесённом заболевании или недавнего отрицательного теста на коронавирус (Ходова. 2022).
Порядок проведения и программы
Берлинский международный фестиваль проходит во 2-й половине февраля. Ежегодно на Берлинале показывают около 200 картин разных жанров (The Berlinale: A Constantly Evolving Festival). В некоторые программы организаторы принимают только мировые премьеры (например, в основной конкурс или программу «Встречи»), для других допускается вариант с европейской премьерой. Секции фестиваля:
основной конкурс (Wettbewerb) – главная программа фестиваля, которая отражает социальные проблемы, мировые кризисы и определяет настроения в обществе;
программа специальных показов (Berlinale Special) – для особо ожидаемых зрительских премьер;
«Встречи» (Encounters) – для новаторских фильмов;
программа короткометражного кино (Berlinale Shorts);
«Панорама» (Panorama) – для независимых картин со всего мира;
«Форум» и «Расширенный форум» (Forum, Forum Expanded) – для проектов, которые размышляют о кино как искусстве и о киноэстетике;
«Поколение» (Generation) – фильмы для молодой аудитории;
ретроспективная программа (Retrospektive, Berlinale Classics & Hommage) – повторные показы, классика кино и фильмы кинематографистов, получивших на фестивале почётный приз «Золотой медведь».
Параллельно с фестивалем проводится несколько крупных индустриальных событий: Европейский кинорынок (European Film Market), Рынок копродукции (Berlinale Co-Production Market), проект «Таланты Берлинале» (Berlinale Talents), который включает мастер-классы, встречи с профессионалами киносферы, режиссёрами и актёрами. Также проходит работа Мирового кинофонда (World Cinema Fund), который занимается поддержкой и распространением картин из Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и некоторых других регионов (The Berlinale: A Constantly Evolving Festival).
Многолетний директор Берлинале, занимавший этот пост в 2001–2019 гг., – немецкий кинокритик и исследователь кино Д. Косслик. При нём смотр стал более политизированным: Косслик стремился обратить внимание публики на мировые социальные проблемы и реальную политическую ситуацию (Нелепо. 2010), за что подвергался критике со стороны представителей немецкой киноиндустрии. В 2017 г. деятели кино Германии опубликовали открытое письмо с требованием реорганизовать оргкомитет, чтобы обновить и очистить фестиваль (Pilarczyk. 2017). Юбилейный, 70-й год фестиваль начал с больших перемен. На смену Косслику пришли художественный директор К. Шатриан и исполнительный директор М. Риссенбек (У Берлинского кинофестиваля впервые ... 2018). Ожидается, что в 2024 г. они также покинут пост; на конец 2023 г. имя нового руководителя остаётся неизвестно (У Берлинского кинофестиваля сменится ... 2023).
Призы и известные победители
Главная награда Берлинского кинофестиваля – «Золотой медведь». В основном конкурсе также вручаются призы «Серебряный медведь» за режиссуру, сценарий, приз жюри, Гран-при жюри, приз за выдающийся вклад в искусство. Берлинале стал первым смотром, который отменил отдельные премии для лучшего актёра и актрисы: награду получает лучший исполнитель главной роли и лучший исполнитель роли второго плана (Кинофестиваль Берлинале больше не будет … 2020).
Призы вручаются также в других секциях смотра. Кроме того, выдающиеся кинематографисты ежегодно получают почётные премии «Золотой медведь» за вклад в профессию.
В разные годы победителями фестиваля становились картины «Земляничная поляна» («Smultronstället», 1957, режиссёр И. Бергман), «Ночь» («La notte», 1961, режиссёр М. Антониони), «Альфавиль – странное приключение Лемми Коушена» («Alphaville: Une étrange aventure de Lemmy Caution», 1965, режиссёр Ж.-Л. Годар), «Кентерберийские рассказы» («I racconti di Canterbury», 1971, режиссёр П. П. Пазолини), «Человек дождя» («Rain Man», 1988, режиссёр Б. Левинсон), «Народ против Ларри Флинта» («The People vs. Larry Flynt», 1996, режиссёр М. Форман), «Тонкая красная линия» («The Thin Red Line», 1998, режиссёр Т. Малик), «Молоко скорби» («La teta asustada», 2009, режиссёр К. Льоса), «Мёд» («Bal», 2010, режиссёр С. Капланоглу), «Развод Надера и Симин» («Jodaeiye Nader az Simin», 2011, режиссёр А. Фархади) и др.
Советское и российское кино на фестивале
В период «холодной войны» картины из стран Восточного блока не могли попасть на Берлинский кинофестиваль. Первым фильмом из СССР, который показали на Берлинале, стал полнометражный дебют режиссёра Р. Р. Нахапетова «С тобой и без тебя» (1973) в 1974 г. (24th Berlin International Film Festival). Годом позже в основную конкурсную программу включили мелодраму «Сто дней после детства» (1975) режиссёра С. А. Соловьёва. Картина удостоилась награды «Серебряный медведь» за лучшую режиссёрскую работу.
В 1975 г. от СССР в фестивале участвовала картина «Калина красная», удостоенная приза ФИПРЕССИ.
В 1977 г. страну представляла драма «Восхождение» (1976, режиссёр Л. Е. Шепитько), получившая призы «Золотой медведь» и ФИПРЕССИ.
Р. Г. Балаян принимал участие в основном конкурсе с фильмом «Бирюк» (1977), И. Л. Бабич представила на Берлинале картину «Мужики!..» (1981) и удостоилась приза с формулировкой «за лучшее воплощение человеческих отношений».
А. Н. Сокуров представлял на фестивале картины «Скорбное бесчувствие» (1986), «Дни затмения» (1988) и «Солнце» (2004).
В 1987 г. Г. А. Панфилов представлял комедийную драму «Тема» (1979). Картина получила награду «Золотой медведь», приз ФИПРЕССИ и несколько параллельных наград.
В. Ю. Абдрашитов представлял фильмы «Слуга» и «Пьеса для пассажира» (1995) и был удостоен награды «Серебряный медведь» за выдающиеся личные достижения.
К. Г. Муратова представляла картину «Астенический синдром» (1989), отмеченную специальным призом жюри, и криминальную комедию «Три истории» (1997).
Фильм «Караул» А. В. Рогожкина получил премию А. Бауэра и приз ФИПРЕССИ; кроме того, в смотре участвовала короткометражная работа Рогожкина – «Сапиенс» (2003).
В. П. Тодоровский представлял драму «Страна глухих» (1998), А. Ю. Кравчук – картину «Итальянец» (2005).
А. П. Попогребский участвовал в конкурсе с фильмом «Как я провёл этим летом» (2010). За роли в этой картине награды «Серебряный медведь» удостоились актёры Г. Э. Добрыгин и С. В. Пускепалис. За выдающийся художественный вклад отметили оператора П. В. Костомарова.
А. А. Герман-младший принимал участие в основном конкурсе Берлинале с картинами «Под электрическими облаками» (2015) и «Довлатов» (2018). Приза «Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения удостоены операторы первого фильма, С. Е. Михальчук и Е. А. Привин, и художник-постановщик фильма «Довлатов» Е. В. Окопная.
Награду «Золотой медведь» в конкурсе короткого метра получали мультфильм «Болеро» (1992, режиссёр И. С. Максимов), альманах «Прибытие поезда» (1995) и картина «Фараон» (1999, режиссёр С. М. Овчаров).
Работы российских режиссёров также участвовали в параллельных секциях. Ученик Сокурова, А. Н. Золотухин, участвовал в Берлинале с военными драмами «Мальчик русский» (2018) и «Брат во всём» (2022), М. Бородин – с криминальной драмой «Продукты 24» (2022), Ю. Трофимова – с мелодрамой «Страна Саша» (2022).