Брессон Робер
Брессо́н Робе́р (Robert Bresson) (25.9.1901, Бромон-Ламот, департамент Пюи-де-Дом – 18.12.1999, Дру-сюр-Друэт), французский кинорежиссёр, сценарист.
Один из лидеров европейского авторского кино.
Получил литературное и философское образование, профессионально занимался живописью. В 1934 г. дебютировал фильмом «Дела общественные» («Les affaires publiques»). Уже в первых значительных работах проявилось стремление к углублённо-философичному анализу нравственных коллизий: «Ангелы греха» («Les Anges du péché», 1943), «Дамы Булонского леса» («Les Dames du Bois de Boulogne», 1945, сценарий Ж. Кокто). Сквозные темы Брессона – борьба добра и зла, искупление и наказание. Тяготел к серьёзной литературной основе – от средневековых французских романов до произведений Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Задачу киноискусства видел в выражении метафизических, сущностных сторон бытия, находящих лишь опосредованное воплощение в видимом поведении людей; стремился к упрощению игры актёров, рассматривая их как «модели» для осуществления режиссёрского замысла.
Изобразительную стилистику режиссёра характеризовали аскетичная строгость, демонстративный отказ от традиционных приёмов экранной выразительности, в его представлении связанной с театральными штампами. Триумфом стала экранизация одноимённого романа Ж. Бернаноса «Дневник сельского священника» («Le Journal d’un curé de campagne», 1950, приз Венецианского кинофестиваля, 1951, и др.). Среди значительных фильмов Брессона также: «Приговорённый к смерти бежал» («Un condamné à mort s’est échappé ou Le vent souffle où il veut», 1956, приз Каннского кинофестиваля, 1957), «Карманник» («Pickpocket», 1959), «Процесс Жанны д’Арк» («Procès de Jeanne d’Arc», 1962, специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, 1962), «Наудачу, Бальтазар» («Au hasard Balthazar», 1966), «Мушетт» («Mouchette», 1967), «Кроткая» (1969, приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1969), «Четыре ночи мечтателя» («Quatre nuits d'un rêveur», 1971, премия Международной Католической организации в области кино Берлинского кинофестиваля, в том же году), «Ланселот Озёрный» («Lancelot du Lac», 1974, премия ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, в том же году), «Вероятно, дьявол» («Le Diable probablement», 1977, приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, в том же году), «Деньги» («L’Argent», 1983, Большой приз Каннского кинофестиваля, 1983).
Выступал как сценарист своих фильмов.
Специальный приз «Лукино Висконти» премии «Давид ди Донателло» (1977). «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за достижения в кинематографе (1989).
С 2000 г. на Венецианском кинофестивале вручается премия Робера Брессона.