Люмьер Луи
Люмье́р Луи́ (Louis Lumière) (5.10.1864, Безансон – 6.6.1948, Бандоль), французский промышленник и инженер, изобретатель кинематографа, основоположник французского кинопроизводства. Член Французской академии наук (1919).
Отец – Антуан Люмьер, в молодости занимался живописью, впоследствии стал фотографом. Во время франко-германской войны 1870–1871 гг. семья переехала в Лион. Луи Люмьер и его старший брат Огюст учились в престижной научно-технической школе La Martiniѐre в Лионе (Огюст окончил её в 1878, Луи – в 1881).
По окончании школы 17-летний Луи Люмьер усовершенствовал броможелатиновую эмульсию (в конце 1870-х гг. изобретённую в Великобритании), использование которой в фотографии (взамен прежней технологии на основе жидкого коллодия) стало технологическим скачком: вместо нанесения эмульсии на стеклянную пластину непосредственно перед съёмкой теперь можно было изготавливать и продавать покрытые эмульсией пластины промышленным способом.
Изобретение Люмьера, сделанное для помощи отцу (его фотоателье к началу 1880-х гг. оказалось на грани разорения), было запатентовано и легло в основу фабрики братьев Люмьер (к концу 1880-х гг. здесь изготавливалось около 15 млн пластин в год).
Кинетоскоп – изобретение Т. Эдисона (патент получен 14 марта 1893) – давал возможность индивидуального просмотра плёнки с движущимся изображением внутри специального ящика (Эдисон не верил, что коллективный просмотр будет востребован публикой, поэтому не развивал технологию в отношении проекции; снимались на плёнку преимущественно сценические и цирковые номера).
Л. Люмьер заинтересовался проблемой проекции и движущимся изображением и зимой 1894/1895 г. придумал принципиальную схему инженерного устройства (названную синематографом), тем самым решив задачу проецирования движущихся изображений на большой экран. В течение того же года другими изобретателями предпринимались аналогичные попытки (в том числе 1 ноября 1895 в Берлине проведён публичный показ биоскопа братьев Макса и Эмиля Складановских), однако их технический уровень был неудовлетворительным.
Суть изобретения Л. Люмьера сводилась к использованию поступательно-прерывистого движения, дающего возможность стабилизировать кадр для проецирования на экран и прерывать проекцию на время перехода к следующему кадру. С помощью брата (а также при содействии инженера Ж. Карпантье) Л. Люмьер в 1894 г. изготовил первую (опытную) модель своего «синематографа» (кинокамеру), а затем – аппарат, способный снимать, размножать копии и демонстрировать снятое изображение (запатентован 13 февраля 1895 и впервые продемонстрирован 22 марта 1895 на собрании парижского Общества развития национальной промышленности).
28 декабря 1895 г. считается официальной датой рождения нового вида искусства – кино. В этот день в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже (дом 14) состоялся первый публичный (платный) показ люмьеровского «синематографа». Первая «программа Люмьера» включала сцены, снятые на натуре (впоследствии более 90 % всех фильмов братьев Люмьер произведены подобным образом). Были продемонстрированы 10 фильмов, в числе которых – «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Разрушение стены».
Ленты, выпущенные компанией братьев Люмьер, выявляли возможности кинематографа (как правило, событийное содержание отсутствовало) и имели зрительский успех; популярный у публики фильм «Политый поливальщик» стоит особняком (игровой сюжет был редким явлением). В лентах запечатлена будничная жизнь городов, уличная толпа, действия рабочих бригад, праздничные процессии, гуляния в парках и садах, военные учения, показательные выступления артистов или спортсменов.
В дальнейшем Л. Люмьер снимал в основном видовые фильмы, игровые сценки с простым действием. Более поздние работы имели литературную или «историческую» основу («Наполеон и часовой», «Смерть Марата» и др.).
Управление производством (т. н. бизнес-схема компании) действовало следующим образом: нанятые братьями Люмьер операторы командировались в разные страны; в течение 1896 г. кинопродукция была представлена практически во всём мире; помимо показа готовых фильмов производились новые картины, с которыми операторы возвращались во Францию.
В 1900 г., во время Всемирной выставки в Париже, Л. Люмьер демонстрировал свои фильмы на большом экране, используя плёнку 75 мм.
В 1902 г., на фоне стремительно растущей кинопромышленности (во главе с компаниями Pathé и Gaumont), всё более склоняющейся в сторону развлекательно-игровых фильмов, братья Люмьер прекратили выпуск фильмов (всего их было снято более 2 тыс.) и закрыли своё кинопредприятие.
В 1903 г. Л. Люмьер изобрёл автохром – технологию цветной фотосъёмки, которую совершенствовал на протяжении многих лет; кинематографа же сторонился, высказываясь о его популярности с неизменным скепсисом.
В 1927 г. (совместно с Л. Гомоном) основал в Сен-Дени Высшую техническую школу фотографии и кино (ныне Национальная высшая школа Л. Люмьера), в начале 1930-х гг. разработал технологию стереосъёмки. В 1934 г. снял «стереоремейк» (см. Ремейк) своего самого знаменитого фильма – «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896).
В январе 1941 г. вошёл в Национальный совет в качестве вице-президента Комиссии по информации; кавалер ордена Почётного легиона (оба решения приняты правительством «Виши», в связи с чем Л. Люмьер позднее был вынужден публично оправдываться).
В честь Л. Люмьера названы площадь в 20-м округе Парижа, в честь братьев Люмьер – Институт Люмьер (основан в 1982 в Лионе, занимается сохранением кинематографического наследия).
Ежегодно (с 1996) присуждается премия имени Луи Люмьера за лучший французский (или франкоязычный) фильм представителями международной прессы, объединёнными в одноимённую академию (Академия Люмьер).
Начиная с 2009 г. в Лионе проходит ежегодный Кинофестиваль имени братьев Люмьер (другое название – Кинофестиваль Большого Лиона).
Братья Люмьер награждены медалью Эллиота Крессона (1909), Большой золотой медалью SEP (Общество поощрения прогресса, 1924).
В честь братьев Люмьер установлены памятники: на набережной в г. Ла-Сьота, где снимались первые фильмы (1958; на здании железнодорожного вокзала – мемориальная доска), в Лионе (1962, на площади Амбруаза Куртуа, рядом со входом в метро «Монплезир – Люмьер» у Института Люмьер – в прошлом дома, где ранее жила семья), в Екатеринбурге (2012, к 150-летию со дня рождения О. Люмьера; автор Д. Ю. Косыгина).
В честь братьев Люмьер в 1960 г. установлена звезда на Аллее славы в Голливуде (1960).
Именем братьев Люмьер в 1914 г. назван астероид (775 «Люмьер»).