Жак Тати
Жак Тати́ (Jacques Tati; настоящие имя и фамилия Яков Георгиевич Татищев, Jacques Tatischeff) (9.10.1907, Ле-Пек – 4.11.1982, Париж), французский кинорежиссёр, сценарист, актёр.
Из рода Татищевых, внук генерала Дмитрия Александровича Татищева (1824–1878).
С 16 лет занимался реставрацией картинных рам: дед по линии матери, владелец компании, производившей и реставрировавшей картинные рамы, привлёк к семейному бизнесу отца Жака, а тот, в свою очередь, научил этому сына. В 1928 г., после службы в кавалерийском драгунском полку, Жак проходил стажировку в Лондоне, где увлёкся регби. Вернувшись в Париж, играл в регби в команде «Расинь Клёб де Франс». Там, изображая спортивные победы товарищей по команде в перерывах между матчами, впервые проявил способности комика.
В начале 1930-х гг. ушёл из клуба и стал комиком-эксцентриком, выступал с пантомимами на тему спорта, которые стали основой короткометражных фильмов с его участием: «Оскар, чемпион тенниса» («Oscar, champion de tennis», 1932, режиссёрский и актёрский дебют Тати в кино, не завершён), «Требуется зверь» («On demande une brute», 1934, режиссёр Ш. Барруа), «Тренируй левую» («Soigne ton gauche», 1936, режиссёр Р. Клеман).
С началом Второй мировой войны призван на фронт. После демобилизации в 1943 г. продолжал играть небольшие роли в кино, снимался в фильмах К. Отан-Лара «Сильвия и призрак» («Sylvie et le fantôme», 1945), «Дьявол во плоти» («Le Diable au Corps», 1946). В 1946 г. поставил короткометражную комедию «Школа почтальонов» («L'école des facteurs»), где сыграл главную роль. На основе этого фильма создал полнометражный дебют – комедию «Праздничный день» («Jour de fête», 1947; премия Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий, 1949), в которой показана послевоенная жизнь французского городка. Во всех полнометражных фильмах Тати был одновременно режиссёром, сценаристом и актёром.
В фильме «Каникулы господина Юло» («Les Vacances De Monsieur Hulot», 1952; Премия Луи Деллюка, премия ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, обе – 1953) Тати создал комический образ месье Юло – доброго, наивного, нескладного и застенчивого чудака-аристократа в шляпе, больших башмаках и с тросточкой. Фильм снят на западе Франции, на пляже Сен-Марк-сюр-Мер (в 1999 на набережной установлена бронзовая скульптура Юло). Герой появляется и в фильмах «Мой дядюшка» («Mon оncle», 1958, специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, 1958; премия «Оскар», 1959), «Время развлечений» («Playtime», 1967; Серебряная медаль Московского международного кинофестиваля, 1969), «Трафик» («Trafic», 1971).
На съёмках фильма «Время развлечений» Тати написал сценарий к фильму о комедийной и кинематографической технике для будущих актёров «Вечерние курсы» («Cours du soir», 1967, короткометражный).
Последний фильм «Парад» («Parade», 1974) стал объяснением в любви режиссёра цирковому искусству.
Режиссёрский стиль Тати сочетает в себе, с одной стороны, мягкость, наивность, лиризм, нежную любовь к миру и людям, а с другой – тягу к философским обобщениям, сатиру в отношении современной жизни, иррациональную глубину и атмосферу сюрреализма. В кинокритике существует понятие «юмор Тати». Он лишён надуманности, подсмотрен в реальной жизни. Ж. Садуль считал актёра «самым большим комиком после Макса Линдера» (Садуль. 1957. С. 393).
Тати заимствовал многие приёмы и темы немой кинокомедии, в особенности из творчества Ч. Чаплина. Его герой – аристократ, не вписывающийся в современную технократическую цивилизацию: «...долговязый недотёпа, застенчивый, старомодный, с дергающейся походкой, с прокуренной трубкой в зубах. По сути, гиперактивный интеллигент, страдающий жаждой помогать людям в "особо крупных размерах". <...> Просто на время нового фильма Юло превратился в фокусника. Но задача героя осталась неизменной — очеловечить ("одушевить") урбанистические, унифицированные пространства Европы, вернуть "потерянный рай" дегуманизированному обществу...» (Малюкова. 2010).
Режиссёр часто обращался к специфической для французской культуры теме скуки, пустого досуга в фильмах «Каникулы господина Юло» и «Время развлечений», критиковал современный дизайн, архитектуру и стандартизацию жизни в ленте «Мой дядюшка». Бездушной цивилизации мегаполиса противопоставлял мир французской провинции, населённой добродушными простыми людьми («Трафик»).
В большинстве своих фильмов выступал также как сценарист.
Почётная премия «Сезар» за вклад в развитие кино (1977).
В 1995 г. в г. Аниш (Франция) на месте кинотеатра «Л'Идеаль Синема» построен кинотеатр «Л'Идеаль Синема Жак Тати».
В Сен-Мор-де-Фоссе, где снималась картина «Мой дядюшка», в 2000 г. воздвигнут памятник «Посвящение Жаку Тати».