Неореализм (в кинематографе)
Неореали́зм (итал. neorealismo, буквально – новый реализм), течение в итальянском киноискусстве середины 1940-х – начала 1950-х гг. Термин «неореализм» впервые применён в 1931 г.
Классические образцы неореалистического кино, внёсшего наиболее значительный вклад в мировую художественную культуру, создавались в русле антифашистского Движения Сопротивления и на основе оригинальных и новаторских приёмов (что не исключало воздействия традиций советского кино 1930-х гг. и французского кино периода Народного фронта).
Отличительными особенностями кинематографа неореализма, запечатлевшего искорёженную фашизмом и оккупацией итальянскую действительность, являются принадлежность главных действующих лиц к социальным низам (рабочие, шахтёры, крестьяне), сочувственное изображение их проблем и детальное описание среды обитания, новый тип драматургии (отказ от интриги, павильонных съёмок, искусственного освещения), характер съёмок, приближенный к документальному кино. К работе активно привлекались непрофессиональные актёры, некоторые из них впоследствии снискали мировую известность (Дж. Лоллобриджида, С. Лорен, С. Мангано и др.); в то же время многие профессиональные актёры усвоили в фильмах неореализма технику, схожую с исполнительской манерой «людей с улицы» (А. Маньяни, Дж. Мазина и др.).
Основоположники неореализма – Р. Росселлини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми представили на экране феномен реальности (наблюдение А. Базена). Неореалисты безошибочно уловили надвигавшуюся опасность расслоения общества (в том числе люмпенизацию). В выдающихся фильмах неореализма – «Рим – открытый город» Росселлини (1945), «Земля дрожит» Висконти (1948), а также «Похитители велосипедов» (1948) и «Умберто Д.» (1951) Де Сики, «Рим, 11 часов» Де Сантиса (1952; все три – по сценариям Ч. Дзаваттини) – солидарность действий героев обусловлена импульсивным желанием сохранить неизменным статус своего существования. Кинематографисты т. н. второго поколения неореализма создавали фильмы о маргиналах, вытесненных на социальную обочину эпохой «экономического чуда» (работы П. П. Пазолини, Ф. Рози, Дж. Монтальдо и др.).
Неореалистические тенденции получили распространение в кинематографе и некоторых других стран (в основном входящих в антигитлеровскую коалицию). Так, английский «военный стиль» соединил в себе документальную концепцию подачи жизненного материала и возрождённый опыт прозы «потерянного поколения»: фильмы «В котором мы служим» Н. Коуарда и Д. Лина (в отечественном прокате «Повесть об одном корабле»), «Ближайший родственник» Т. Дикинсона, «Слушайте Британию» (все – 1942), «Начались пожары» (1943), «Дневник для Тимоти» Х. Дженнингса, «Короткая встреча» Лина (оба – 1945) и др.
Неореализм в американском кино также был связан с опытом осмысления военной действительности (документалистика Ф. Капры), частично распространённым и на другие темы и группы фильмов: «Дом на 92-й улице» Г. Хатауэя (1945) и др.
Черты неореализма проявились в кино Франции («Небо принадлежит нам» Ж. Гремийона, 1943; «Битва на рельсах» Р. Клемана, 1945), Австрии («Последний акт» Г. В. Пабста, 1955), Польши, Болгарии, Чехословакии, а также Японии (работы Одзу Ясудзиро и Куросавы Акиры). Отдалённое влияние неореализма испытал советский кинематограф «оттепели», а также кинематограф Ирана 1990–2000-х гг. (режиссёры А. Надери, М. Махмалбаф, А. Кияростами, Дж. Панахи).