Ромер Эрик
Роме́р Эри́к (Éric Rohmer; настоящие имя и фамилия Жан-Мари Морис Шерер, Jean-Marie Maurice Scherer) [21.3.1920, Тюль (по другим данным, 4.4.1920, Нанси) – 11.1.2010, Париж], французский кинорежиссёр, кинокритик, киновед.
В начале 1940-х гг. публиковал критические статьи в изданиях о кино. Начал карьеру как писатель – романом «Элизабет» (Elizabeth), опубликовав его под псевдонимом Жильбер Кордье (Gilbert Cordier; Париж, издательство Gallimard, 1946). В 1950 г. вместе с Ж.-Л. Годаром и Ж. Риветтом возглавлял киножурнал La gazette du cinéma. В 1957 г. совместно с К. Шабролем опубликовал книгу об А. Хичкоке «Хичкок: первые сорок четыре фильма» (Hitchcock: les quarante-quatre premiers films; Éditions Universitaires).
В 1957–1963 гг. главный редактор журнала Cahiers du cinéma – ключевого издания режиссёров французской «новой волны». Возглавил редакцию журнала после смерти его основателя – теоретика кино А. Базена.
Как режиссёр дебютировал в 1950 г. короткометражной лентой «Дневник злодея» («Journal d'un scélérat», не сохранился). Фильм «Знак Льва» (1959, вышел в прокат в 1962) стал одной из первых киноработ французской «новой волны».
Ромер объединял свои работы в циклы. Цикл «Шесть историй с моралью» включает ленты: «Пекарня из Монсо» (1962), «Карьера Сюзанны» (1963), «Коллекционерка» (1966; специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь», 1967), «Моя ночь у Мод» (1969; Премия Французского синдиката кинокритиков и телевизионных критиков, в том же году), «Колено Клер» (1970; Премия Луи Деллюка, Премия Мельеса, «Золотая раковина» на фестивале в Сан-Себастьяне, все – 1971), «Любовь после полудня» (1972). В цикл «Комедии пословиц» вошли: «Жена авиатора» (1980), «Выгодная партия» (1981), «Полина на пляже» (1982; «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, 1983), «Ночи полнолуния» (1984; Премия Мельеса, в том же году), «Зелёный луч» (1986; «Золотой лев» и премия ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, в том же году), «Друг моей подруги» (1986). Цикл «Времена года» объединил фильмы: «Весенняя сказка» (1989), «Зимняя сказка» (1991; премия ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля, в том же году), «Летняя сказка» (1995), «Осенняя сказка» (1997; приз Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий, 1998).
Творчество режиссёра опирается главным образом на французские литературные традиции 18 в. Фильмы цикла «Шесть историй с моралью» – экранизации повестей Ж.-Ф. Мармонтеля, действие которых перенесено в 20 в. Ленты отличались простотой монтажа в сочетании с изысканным стилем диалогов и глубоким исследованием христианской морали в условиях современности. Кинокритик М. А. Дроздова пишет: «В фильмах Ромера разных циклов переплетаются классические традиции описания чувств и экзистенциальность повествования, которое отслеживает героя, существующего вне сложившихся психологических и моральных категорий. Таким образом, переплетаются ощущения, рождаемые моральными устоями и интеллектуальной невесомостью. Автор ищет равновесие между ними. Антитеза "невесомость – устойчивость" является определяющей для стилистики кинематографа Эрика Ромера» (Дроздова. 2010).
Герои фильмов Ромера, как правило, решают нравственные дилеммы, они сосредоточены на собственных мыслях и переживаниях, ведут философские диалоги, пытаясь определить своё отношение к морали. Таким образом, диалог становится значимым элементом киноязыка режиссёра. Он снимал диалоги так же, как пейзажи, лица и поступки героев.
Сюжеты фильмов часто строятся вокруг любовной истории, в которой мужчина пытается соблазнить женщину, но при этом испытывает моральные страдания от своего поступка. Любовная тема присутствует в фильмах «Моя ночь у Мод», «Колено Клер», «Полина на пляже», «Ночи полнолуния», а также в последней картине режиссёра – «Любовь Астреи и Селадона» (2006).
Работая над экранизациями, Ромер показал себя мастером изысканной визуальной и лингвистической стилизации, перенося на экран стиль живописи времён Наполеоновских войн в фильме «Маркиза фон О» по Г. фон Клейсту (1975; Гран-при Каннского кинофестиваля, 1976) и старофранцузский язык в картине «Персеваль Валлиец» по Кретьен де Труа (1978, Премия Мельеса, 1979).
Специфика кинематографа Ромера предполагала драматургическую простоту и полное слияние актёра с персонажем, что можно определить не столько как игру, сколько существование в кадре. Режиссёр предпочитал работать с одними и теми же актрисами, находил их среди талантливой молодёжи (т. н. ромеровские актрисы).
Снимал документальные фильмы для французского телевидения, в основном биографические: «Карл Теодор Дрейер» (1965), «Беседа о Паскале» (1965), «Стефан Малларме» (1968), «Луи Люмьер» (1968), «Архитектор Виктор Гюго» (1969).
На театральной сцене поставил спектакль: «Кетхен из Хайлброна» по Г. фон Клейсту (La Petite Catherine de Heilbronn, театр Амандье, Нантер, 1979), свою пьесу «Трио в ми-бемоле» [Le Trio en mi bémol, театр Рено-Барро (Théâtre Renaud-Barrault), Париж, 1987].
Премия «Давид "Лукино Висконти"» (1990), «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за режиссёрскую карьеру (2001).