Оссейн Робер
Оссе́йн Робе́р (Robert Hossein; настоящие имя и фамилия Абрахам Оссейнофф, Abraham Hosseinhoff) (30.12.1927, Париж – 31.12.2020, Эссе-ле-Нанси, департамент Мёрт и Мозель), французский актёр, режиссёр, продюсер.
Сын иммигрантов из России – композитора Андре Оссейна (настоящие имя и фамилия Аминулла Гусейнов; 1905–1983) и актрисы Анны Минковской (1904–1998).
С 1943 г. занимался в студии при парижском театре «Старая голубятня» под руководством Т. Балашовой. В 1947 г. окончил драматические курсы Р. Симона в Париже.
С конца 1940-х гг. выступал как театральный актёр и режиссёр. В театрах Парижа поставил спектакли: «Хулиганы» по своей пьесе (1949, «Старая голубятня»), «Негодяи попадут в ад» по Ф. Дару (1954, «Гран Гиньоль»), «Вы, кто нас судит» по своей пьесе (1957, театр «Творчество»), «Шестеро сомнительных мужчин» Ф. Дара и Р. Оссейна (1963 и 1980, «Театр Антуана»), «Дом Бернарды Альбы» Ф. Гарсии Лорки и «Эрнани» В. Гюго (оба – 1974, «Комеди Франсез»), «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому и «Мыши и люди» по Дж. Стейнбеку (оба – 1975, «Театр де Пари»), «Великий адвокат» Г. Денкера (1983) и «На дне» М. Горького (1992; оба – театр «Могадор»), «Дело Сезнека» Э. Роньяра и О. Винсент, «Dominici» М. Файета (оба – 2010, «Театр де Пари») и др.
Ставил спектакли в Реймсе («Преступление и наказание» по Достоевскому, 1971; «На дне» Горького и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, оба – 1972), Ницце («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1990) и др.
В 2000–2008 гг. возглавлял парижский театр «Мариньи», где осуществил постановки: «При закрытых дверях» Ж.-П. Сартра (2000, 2002), «Виновен или невиновен» А. Рэнд (2001), «Преступление и наказание» по Достоевскому (2001) и др.
Поставил масштабные шоу на сценах Дворца спорта и Дворца конгрессов в Париже: «Броненосец "Потёмкин"» (1975), «Собор Парижской Богоматери» (1978), «Дантон и Робеспьер» (1979), «Отверженные» по В. Гюго (1980), «Человек по имени Иисус» (1983), «Юлий Цезарь» (1985), «Меня звали Мария Антуанетта» (1993), «Анжелика, маркиза ангелов» (1995), «Тот, кто сказал нет» (1999), «Это был Бонапарт» (2002), «Не бойтесь! Иоанн Павел II» (2007), «Женщина по имени Мари» (2011) и др.
В кино с 1954 г. («Набережная блондинок»). Характерная актёрская манера сложилась уже к началу 1960-х гг. и во всей полноте проявилась в роли разочарованного циника Рено, в прошлом участника колониальных войн («Отдых воина», 1962).
Эффектные внешние данные при «отрицательном обаянии» способствовали успеху в фильмах «чёрной серии», в их числе – «Человек, предавший мафию» (1967).
Среди других фильмов: «Приговор» (1959), «Канальи» (1960), «Игра в истину», «Вкус насилия» (оба – 1961), «Лифт» (1962), «Убийца», «Мороз по коже», «Комиссар ведёт расследование» (все – 1963), «Круги под глазами», «Анжелика, маркиза ангелов» (оба – 1964), «Гром небесный», (1965), «Анжелика и король» (1966), «Музыка», «Неукротимая Анжелика» (оба – 1967), «Анжелика и султан» (1968), «Жизнь, любовь, смерть», «Похититель преступлений» (оба – 1969), «Время волков» (1969), «Львиная доля» (1971), «Элле» (1972), «Дон Жуан-73» (1973; другое название «А если бы Дон Жуан был женщиной…»), «Покровитель» (1974), «Мнимый тупик» (1975), «Карманный любовник» (1978), «Полуденные демоны» (1979), «Одни и другие», «Профессионал» (оба – 1981), «День прощения» (1982), «Вечеринка с сюрпризами» (1983), «Мужчина и женщина: 20 лет спустя» (1986), «Дети хаоса» (1989), «Неизвестный в доме» (1992), «Дело» (1994), «Восковая маска» (1997), «Салон красоты "Венера"» (1999), «Убийство на семейном вечере» (2006), «Пропавшая в Довиле» (2007), «Человек и его собака» (2008), «Мираж» (2009), «Дело Сезнека» (телефильм, 2010), «Плод надежды» (2020).
Режиссёрский дебют в кино – «Негодяи попадут в ад» (1955, автор сценария, исполнитель роли Фреда). В приключенческих фильмах стремился обогатить сюжеты углублённой психологической характеристикой героев: «Простите наши прегрешения» (1956), «Ты – яд» (1958), «Ночи шпионов» (1959; в том же году номинация на главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев»), «Вкус насилия» и «Игра в истину» (оба – 1961), «Верёвка и кольт» (другое название «Кладбище без крестов», 1969). В фильме «Вампир из Дюссельдорфа» (1965) режиссёр убедительно показал атмосферу утверждения фашизма в Германии в начале 1930-х гг. В 1980-х гг. выпустил экранизации: «Отверженные» по роману В. Гюго (1982; Специальная премия Московского Международного кинофестиваля, 1983; номинация на премию «Сезар» в том же году) и «Красная икра» по собственному роману (совместно с Ф. Даром, 1986).
Продюсер многих своих фильмов.
Кавалер (Указ от 31 декабря 1989), Офицер (2000), Командор (2006) Ордена Почётного легиона.
Командор (1994), Великий офицер (2019) Национального ордена «За заслуги».
Командор Ордена культуры Монако (2006).
Почётный гражданин г. Виттель (департамент Вогезы); именем Р. Оссейна названа площадь в этом городе (2014).