Моро Жанна
Моро́ Жа́нна (Jeanne Moreau) (23.1.1928, Париж – 31.7.2017, там же), французская актриса. Получила театральное образование в Парижской консерватории в середине 1940-х гг. Дебютировала на Авиньонском фестивале в 1947 г. (Горничная королевы – «Ричард II» У. Шекспира). В 1948–1952 гг. в труппе «Комеди Франсез». Позднее играла в Национальном народном театре Ж. Вилара, Театре Антуана и многих других французских труппах.
Среди театральных ролей: Иоас («Атали» Ж. Расина, 1947), Верочка («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1947), Керубино («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1948), маленькая проститутка Карола Венитека («Подземелья Ватикана» А. Жида, 1950), Инфанта («Сид» П. Корнеля, 1951), Элиза («Пигмалион» Б. Шоу, 1955), Мэгги («Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса, 1956), Лулу («Лулу» Ф. Ведекинда, 1976), Ханна Джелкс («Ночь игуаны» Уильямса, 1985), Селестина («Селестина» Ф. де Рохаса, 1989).
В 2000 г. поставила пьесу М. Эдсон «Остроумие» в театрах «Види-Лозанн» (Лозанна) и «Шатле» (Париж).
В кино с конца 1940-х гг. Известность принесли главные роли в фильмах Л. Маля «Лифт на эшафот» (1957), «Любовники» (1958; приз Венецианского кинофестиваля, в том же году), «Viva Мария!» (1965; 1967). Снялась в фильмах «Опасные связи» Роже Вадима (1959), «Модерато кантабиле» П. Брука (1960, другое название «Семь дней, семь ночей»; приз Каннского кинофестиваля, 1960), «Ночь» М. Антониони (1961).
Одна из ведущих актрис кинематографа французской «новой волны». Сыграла главные роли в фильмах «Дневник горничной» Л. Бунюэля (1964; в том же году приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Жюль и Джим» (1962) и «Невеста была в чёрном» (1968) Ф. Трюффо, «Дорогая Луиза» Ф. де Брока (1972). Значительными работами признаны роли второго плана в фильмах «Процесс» О. Уэллса (1962), «Вальсирующие» Б. Блие (1973), «Месьё Кляйн» (1976) и «Форель» (1982) Дж. Лоузи, «Керель» Р. В. Фасбиндера (1982), «Невежа» М. Девиля (1986), «Никита» Л. Бессона (1990), «Когда наступит конец света» («До края света») В. Вендерса (1991), «За облаками» Антониони (1995) и др.
Режиссёр и автор сценариев фильмов «Свет» (1976, сыграла главную роль), «Подросток» (1979). Режиссёр и продюсер документального фильма «Лиллиан Гиш» (1983).
Большинство героинь Моро – роковые красавицы и одновременно независимые интеллектуалки. Для игры актрисы характерны жёсткость, провокационность, напряжённый психологизм.
Среди других фильмов: «Натали Гранже» (1972), «Чудо» (1987), «Анна Карамазофф» (1991), «Старая дама, входящая в море» (1991; премия «Сезар», 1992), «Летний домик» (1993), «Владелица» (1996), «Я люблю тебя, я не люблю тебя» (1991), «Эта любовь» (2001), «Время прощания» (2005), «Разрыв» (2007), «Лица» (2009), «Прощальный букет» (2011), «Жебо в тени» (2012), «Талант моих друзей» (2015).
Участвовала в документальных фильмах: «Канн, 60 лет истории» (2007), «Тонино Гуэрра. Осень волшебника» (2008), «Орсон Уэллс: Свет и тени» (2015), «Дом Пьера Кардена» (2019).
Председатель жюри Каннского кинофестиваля (1975, 1995), Берлинского кинофестиваля (1983).
Премия Мольера (Франция, 1988). Почётные премии за вклад в киноискусство Венецианского кинофестиваля (1992), «Сезар» (1995, 2008), BAFTA (1996), «Оскар» (1998), Берлинского кинофестиваля (2000), Каннского кинофестиваля (2003), Московского Международного Кинофестиваля (2005).