Леос Каракс
Лео́с Кара́кс (Лео Каракс, Leos Carax; настоящие имя и фамилия Алекс Кристоф Дюпон, Alex Christophe Dupont) (22.11.1960, Сюрен), французский режиссёр, актёр, сценарист. Лауреат множества французских и международных премий в области киноискусства с 1980 по 2021 гг. Стиль Каракса характеризуется диалогическими отношениями с существующей кинотрадицией, визуальным и интонационным разнообразием, особой поэтикой. Псевдоним режиссёра представляет собой анаграмму из его настоящего имени и названия кинопремии «Оскар».
Алекс Дюпон родился в пригороде Парижа в семье американской журналистки, кинокритика Джоан Оссерман-Дюпон и франко-американского научного журналиста Жоржа Дюпона. Имеет франко-германские корни со стороны отца, русско-американские и еврейские – со стороны матери. В 2004 г. стал отцом Насти Голубевой-Каракс, дочери Каракса и русской актрисы Екатерины Голубевой (1966–2011).
В школьные годы Каракс глубоко интересовался британской и американской рок-музыкой и вместе с другом зарабатывал на продаже сверстникам украденных в магазинах виниловых пластинок. Тогда будущий режиссёр познакомился с музыкой Д. Боуи, Игги Попа, группы Sparks, которые оказали влияние на его дальнейшее творчество. В 16 лет бросил школу и переехал в Париж. В конце 1970-х гг. изучал кинематограф в Университете Новая Сорбонна (Париж III), некоторое время писал для журнала о кино Cahiers du Cinéma и делал первые шаги в режиссуре, снимая короткометражные фильмы [например, незавершённый «La Fille revée» (1978)]. Первым вышедшим короткометражным фильмом Каракса стал «Strangulation Blues» (1980), получивший Гран-при Международного молодёжного кинофестивале в Йере в 1981 г. В собственных проектах Каракс часто исполнял роли второго плана, а также снимался у других французских и зарубежных режиссёров, в том числе у Ж.-Л. Годара, Ф. Гарреля, Ш. Бартаса и др.
Становление и развитие авторского стиля Каракса происходило в фильмах «трилогии об Алексе» [«Парень встречает девушку» («Boy Meets Girl», 1984), «Дурная кровь» («Mauvais Sang», 1986) и «Любовники с Нового моста» («Les Amants du Pont-Neuf», 1991)]. Первой частью трилогии и первым полнометражным фильмом Каракса стал снятый на монохромную плёнку «Парень встречает девушку», главные роли в котором исполнили Д. Лаван, в прошлом мим и уличный актёр (исполнил роль Алекса, во многом воплощавшего черты самого режиссёра), и французская актриса М. Перье. Затем последовал теперь уже цветной фильм «Дурная кровь», где в дуэте с Лаваном выступила партнёрша Каракса Ж. Бинош. Фильм был удостоен премий Луи Деллюка в 1986 г. и Альфреда Бауэра (в рамках Берлинского кинофестиваля) в 1987 г. Стиль Каракса кристаллизовался в финальной главе трилогии, масштабном проекте со значительным бюджетом «Любовники с Нового моста», который был высоко оценён критиками, однако не достиг успеха в прокате. Журнал Cahiers du Cinéma определил визуальный язык фильма как необарокко, в котором выразился поэтический подход Каракса к кинематографии.
«Трилогия об Алексе» была создана под влиянием кинематографа «новой волны» (в особенности Ж.-Л. Годара и Ф. Трюффо) и французского поэтического реализма 1930-х гг. (например, Жана Кокто), цитатами из которого наполнены фильмы Каракса. Когда к концу 1980-х гг. основной канон «новой волны» уже сложился, авторский кинематограф переживал застой, поскольку оставался зависим от старых форм и идей, будучи сосредоточен на стилистическом совершенстве в ущерб содержанию. Каракс хотя и опирался на поэтику «новой волны», в рамках собственного подхода обращался с изображением скорее в духе поэтического реализма, создавая намеренно искусственные, а не реалистические образы.
Важное место в киноязыке Каракса занимают жизнеописание с точки зрения череды испытываемых героем чувств, непосредственная передача эмоций в целом, а также попытки преодолеть сопротивление кино как визуального медиума при прямой передаче аффекта. Фильмам Каракса также свойственны лиризм и искренность, его персонажи и сюжеты часто содержат автобиографические детали, а к работе над фильмами он привлекал людей, с которыми состоял в личных отношениях. Любовные мотивы у Каракса практически всегда трагичны, влюблённые персонажи погибают. Поэтика трагической любви и неразрывно связанной с ней смерти стала одной из характерных особенностей его фильмов. Пересечение трагических любовных линий в фильмах Каракса соотносимо с реальными обстоятельствами его жизни. Образ Лавана, эксцентричного альтер-эго режиссёра, характеризуют крайняя пластичность, телесная, а не только мимическая выразительность, аффект, но также и меланхоличность.
Окончание романтических отношений с Ж. Бинош, значительное превышение бюджета «Любовников с Нового моста» и неудачная прокатная судьба фильма привели к перерыву в режиссёрской карьере Каракса. Его первым полнометражным фильмом после перерыва стал «Пола Икс» («Pola X», 1999), где у режиссёра впервые снялась его будущая жена Е. Голубева в дуэте с Г. Депардьё (1971–2008). После выхода «Полы Икс» Каракс 13 лет не выпускал полнометражных фильмов.
В 2000-х гг. Каракс был занят в короткометражных проектах, режиссировал музыкальные клипы, участвовал в качестве актёра в проектах других режиссёров. Так, при его участии вышли клипы франко-итальянской модели и исполнительницы К. Бруни. Кроме того, он сотрудничал с британской нью-вейв-группой New Order, исполнил роли второго плана в фильмах «Девять Семь Семь» (2006, режиссёр Н. Ф. Хомерики), «Мистер Одиночество» («Mister Lonely», 2006, режиссёр Х. Корин) и др. Короткометражный фильм Каракса «Дерьмо» («Merde»), посвящённый рефлексии над милитаристским прошлым Японии, стал частью киноальманаха «Токио!» («Tokyo!», 2008, режиссёры М. Гондри, Леос Каракс и Пон Чжун Хо).
«Корпорация "Святые моторы"» («Holy Motors», 2012) стала первым полнометражным фильмом Каракса после «Полы Икс». В нём Каракс размышлял об истории и современном состоянии киноиндустрии, прежде всего французской, а также о собственной фильмографии. Сменявших друг друга главных героев в нескольких новеллах фильма вновь сыграл Д. Лаван, вернувшийся к образу протагониста режиссёра, сменив имя с Алекса на Оскара, что является прямой отсылкой к псевдониму Каракса. Фильм был номинирован на множество кинонаград и удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале, трёх наград Международного кинофестиваля в Чикаго, премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса в 2012 г. и др. Каракс был номинирован на премию «Сезар» в 2013 г. за лучший оригинальный сценарий.
В 2016 г. Каракс начал работу над киномюзиклом «Аннетт» («Annette», 2020) по сценарию Рона и Рассела Мейлов, бессменных участников американской рок-группы Sparks, музыка которых также стала саундтреком к фильму. Сюжетная линия, в которой прослеживаются автобиографические для режиссёра мотивы, была посвящена смертоносной любви стендап-комика и оперной певицы в исполнении А. Драйвера и М. Котийяр и судьбе их дочери, девочки-куклы Аннетт. Будучи многолетним поклонником Sparks, Каракс ранее уже сотрудничал с Мейлами. Например, его вокал можно услышать в их альбоме «Hippopotamus» 2017 г. Фильм «Аннетт» получил приз за лучшую режиссуру на фестивале в Каннах в 2021 г., музыка Мейлов была также отмечена кинопремиями.