Международная ассоциация развития
Междунаро́дная ассоциа́ция разви́тия (МАР; англ. International Development Association, IDA), учреждение Всемирного банка, оказывающее помощь беднейшим странам мира. Создана в 1960 г. в дополнение к головной организации Всемирного банка – Международному банку реконструкции и развития (МБРР); призвана предоставлять кредиты на более льготных, чем у МБРР, условиях. МАР и МБРР имеют единую организационную структуру, а также общие персонал и штаб-квартиру.
Цель МАР – сокращение бедности в странах с ограниченным доступом на международные рынки капитала и низким уровнем доходов населения. МАР поддерживает программы, направленные на содействие экономическому росту, сокращение неравенства и улучшение условий жизни населения путём предоставления кредитов и грантов, а также оказания технической помощи в реализации реформ, направленных на модернизацию социальной инфраструктуры 39 странам Африки к югу от Сахары [за последние десять лет (2009–2019) предоставлено 99,3 млрд долл. США на реализацию свыше 1100 проектов, в том числе 14,3 млрд долл. США в 2019 финансовом году]; 14 странам Восточной Азии и Тихоокеанского региона (17,9 млрд долл. США за 2009–2019 на реализацию почти 300 проектов, в том числе около 1,3 млрд долл. США в 2019 финансовом году); 4 странам Европы и Центральной Азии (6,2 млрд долл. США за указанный период; свыше 170 проектов); 8 странам Латинской Америки и Карибского бассейна (3,9 млрд долл. США за указанный период); 3 странам Ближнего Востока и Северной Африки (3,1 млрд долл. США); 6 странам Южной Азии (54,2 млрд долл. США на реализацию более чем 360 проектов, в том числе 4,8 млрд долл. в 2019 финансовом году). Организация также осуществляет аналитические исследования для создания базы знаний, способствующей разработке эффективной политики сокращения бедности; консультирует правительства по вопросам расширения базы экономического роста и защиты бедных слоёв населения от экономических потрясений.
Финансирование предоставляется на льготных условиях (кредиты МАР беспроцентные либо предоставляются под низкие проценты). Конкретные условия финансирования устанавливаются с учётом риска возникновения в странах-реципиентах долгового кризиса, уровня доходов населения, включая прожиточный минимум, и кредитоспособности для заимствования МБРР. Правительства стран с высоким риском долгового кризиса получают 100 % финансовой помощи в форме грантов; со средним риском – 50 % в форме грантов. Другие реципиенты кредитуются МАР на обычных или смешанных условиях со сроком погашения 38 и 30 лет соответственно. Наконец, малые государства могут рассчитывать на получение финансирования МАР со сроком погашения 40 лет.
Кроме того, организация координирует донорскую помощь развитых стран беднейшим странам, которые не могут справиться с бременем обслуживания своих долгов. МАР разработала систему распределения субсидий, основанную на риске возникновения у стран проблем с задолженностью, призванную помочь странам обеспечить выполнение долговых обязательств.
Ресурсы МАР пополняются за счёт взносов стран-доноров (каждые три года), перечислений доходов МБРР и Международной финансовой корпорации, а также сумм поступлений в счёт погашения ранее выданных кредитов. Каждые три года партнёры МАР и представители стран-заёмщиков собираются для пополнения ресурсов МАР и пересмотра концепции её деятельности. Текущее пополнение – девятнадцатое по счёту (МАР-19) и охватывает период с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2023 г. Но из-за последствий пандемии COVID-19, которая привела к росту потребности в финансировании в странах МАР, пополнение МАР-19 было отложено на год; соответственно, МАР-20 начнётся с июля 2022 г. и завершится в июне 2025 г.
В финансовом году, завершившемся 30 июня 2021 г., активы МАР составили 36 млрд долл. США. Африканский регион получил 70 % от вышеуказанного общего объёма. Всего в 1960–2019 гг. МАР предоставила 458 млрд долл. 114 странам.
Финансируемые МАР кредитные программы и программы финансовой помощи ориентированы на поддержку проектов в сферах развития начального образования, базовых медицинских услуг, обеспечения чистой водой, санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшения делового климата, инфраструктуры и проведения институциональных реформ. Особое значение в последнее время приобретают проекты, направленные на восстановление после гражданских беспорядков, вооружённых конфликтов и стихийных бедствий.