Вагнерианство
Вагнериа́нство, культ музыки и в целом эстетики Р. Вагнера, возникший при его жизни и царивший в Европе в течение нескольких десятилетий (1850–1890-е гг.). К последователям и знатокам Вагнера (в разной степени приверженности его идеалам) принадлежали крупные композиторы А. Брукнер, Ф. Лист, Х. Вольф, Р. Штраус, Я. Сибелиус, Х. Пфицнер, Г. Берлиоз, В. д’Энди, Э. Шабрие, дирижёры Х. фон Бюлов, Х. Рихтер, Ф. Мотль, к ценителям – поэт Ш. Бодлер, писатель и критик Дж. Б. Шоу и другие деятели искусства. Композиторы активно использовали изобретённые или развитые Вагнером приёмы оперной драматургии (свободно построенные сцены, система лейтмотивов), гармонии (непрерывное модулирование как основа «бесконечной мелодии»), оркестровки (многократное divisi струнных, хоры медных духовых и др.).