Сведенборг Эмануэль
Све́денборг Эма́нуэль (Emanuel Swedenborg; настоящая фамилия Сведберг, Swedberg) (29.1.1688, Стокгольм – 29.3.1772, Лондон), шведский учёный-естествоиспытатель, философ, мистик, богослов, член Королевского научного общества в Уппсале (1729), шведской Королевской академии наук (1740), почётный член Петербургской академии наук (1734). Сын протестантского епископа Еспера Сведберга – профессора богословия Уппсальского университета (Сведенборг носил эту фамилию до 1719 г., когда сменил её в связи с возведением семьи в дворянство). В 1709 г. окончил Уппсальский университет, в 1710 г. совершил поездку в Нидерланды, Францию и Германию и 4 года провёл в Лондоне, изучая физику, механику и философию. Вернувшись в 1715 г. в Швецию, в течение 20 лет занимался естественными науками и многочисленными инженерными проектами, с 1716 г. асессор Горной коллегии в Стокгольме. В 1716–1717 гг. издавал научный журнал Daedalus Hyperboreus («Северный Дедал»). В 1730-х гг. опубликовал ряд работ по горному делу, математике, астрономии, а также анатомии и физиологии, в том числе «Труды по философии и минералогии» («Opera philosophica et mineralia», vol. 1–3), высказал космогоническую гипотезу о происхождении Солнечной системы, впоследствии разработанную И. Кантом и П.-C. Лапласом, и о существовании во Вселенной обитаемых небесных тел. Первоначально развивавшаяся им механистическая концепция мироздания постепенно сменилась спиритуалистической натурфилософией, родственной неоплатонизму. В результате пережитого им в 1743–1745 гг. душевного кризиса, сопровождавшегося различного рода видениями, Сведенборг стал мистиком и духовидцем. С этого времени свою жизненную задачу он видел в истолковании истинного смысла Библии, о чём свидетельствуют его труды: «Тайны небесные» («Arcana coelestia», vol. 1–8, 1749–1756, опубликовано в Голландии и Англии), содержащие комментарий к двум первым книгам Пятикнижия, «Апокалипсис открытый» («Apocalypsis revelata», 1766, рус. пер. 2002), «Истинная христианская религия» («Vera christiana religiо», 1771). Учение Сведенборга о «корреспонденциях» – соответствиях между земными явлениями и духовным, Небесным Царством изложено в сочинениях «О небесах, о мире духов и об аде» («De coelo et ejos mirabilibus, et de inferno, ex auditis et visis», 1758, рус. пер. 1863). Сведенборг истолковывал христианское учение о Троице как учение о трёх аспектах Единого Бога, резко критиковал протестантскую доктрину о спасении «только верой» (sola fide). С критикой теософских воззрений Сведенборга выступил И. Кант в сочинении «Грёзы духовидца» (1766).
Общины последователей Сведенборга (т. н. Новая церковь) получили распространение в Англии, США, Скандинавии и ряде других стран, в том числе, с начала 1900-х гг., в Африке (ЮАР). Начиная с эпохи романтизма влияние Сведенборга в 19–20 вв. испытали У. Блейк, С. Колридж, О. де Бальзак, Ш. Бодлер, А. Стриндберг, Р. У. Эмерсон, У. Джеймс, К. Г. Юнг и др.