Физиологический очерк
Физиологи́ческий о́черк, нравоописательный художественно-публицистический жанр, цель которого – показать беспристрастно и в подробностях быт и нравы определённых (преимущественно низших) слоёв общества. В физиологическом очерке описание преобладает над сюжетом, выражено стремление к документальности и точности деталей, изображённые персонажи – не характеры, но «типы», т. е. типичные представители своей среды или профессии (мелкий чиновник, дворник, шарманщик, лавочник, портной и др.).
Физиологический очерк получил распространение во Франции и Великобритании в 1830–1840-е гг.; наряду с отдельными физиологическими очерками, появлялись сборники: «Французы в их собственном изображении» (т. 1–8, 1839–1842) и др., в которых принимали участие О. де Бальзак, Ж. Санд, Ж. Жанен, П. де Кок и др.
В России физиологический очерк сложился в 1840-е гг., став одним из ведущих жанров натуральной школы: «Петербургские углы» Н. А. Некрасова, «Петербургские шарманщики» Д. В. Григоровича, «Петербургский дворник» В. И. Даля, «Петербургская сторона» Е. П. Гребёнки (все – в альманахе под редакцией Некрасова «Физиология Петербурга», ч. 1–2, 1844–1845), «Записки замоскворецкого жителя» (1847) А. Н. Островского и др. К жанру физиологического очерка обращались А. И. Левитов, Н. В. Успенский, Н. Г. Помяловский и др.; к нему относят первые очерки «Записок охотника» И. С. Тургенева.
Физиологический очерк, обогатив литературу новыми темами, героями и приёмами изображения, сыграл важную роль в утверждении реализма.