Тег

Реалисты

Реалисты
Найденo 12 статей
Богословы
Альберт Великий
А́льберт Вели́кий [1193 (по другим данным, 1206 или 1207) – 1280], немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Ввёл в обиход средневековой философии и науки все работы Аристотеля, которые он изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христианской теологии. Утвердил в обиходе схоластики свод естественно-научных знаний, представленных в сочинениях Аристотеля и арабских учёных; наряду с большой систематизаторской работой в области естествознания он проводил и собственные исследования, основанные на наблюдении и опыте. Учитель Фомы Аквинского и Ульриха Страсбургского. Причислен Римско-католической церковью к лику блаженных (1622) и святых (1931).
Портрет Альберта Великого. Национальный музей Швеции, Стокгольм
Литераторы
Мало Гектор
Мало́ Гекто́р (1830–1907), французский писатель. Его творчество выдержано в духе реализма и натурализма. Наибольшую популярность снискали романы для детей, в которых авантюрный сюжет мастерски сочетается с сентиментальными описаниями: «Ромен Кальбри» (1869), «Без семьи» (1878), «В семье» (1893). Среди других произведений: романы «Воспоминания раненого» (1872), «Брак Джульетты» (1874), «Дочь комедиантки» (1875), «Доктор Клод» (1879), автобиография «Роман моих романов» (1896).
Гектор Мало. Ок. 1900
Философы
Ибн Сина
Ибн Си́на (980–1037), мусульманский философ, учёный-энциклопедист, врач; представитель восточного аристотелизма. Соединяя античную философскую традицию с исламским монотеизмом, Ибн Сина считал метафизику учением о Боге как первопричине всего сущего. В мусульманском мире за Ибн Синой закрепилось почтенное прозвище «князь философов» (аш-Шайх ар-ра’ис). Многие его идеи были восприняты в позднем каламе. Наибольшее же распространение его философия нашла в персоязычном ареале, прежде всего через суфийское учение об озарении Сухраварди. Ибн Сина оказал большое влияние на развитие средневековой мысли, в том числе еврейской философии (Ибн Эзра, Ибн Дауд) и особенно европейской схоластики (усвоение в 13 в. наследия Аристотеля в интерпретации Ибн Сины, течение «латинского авиценнизма» и др.).
Авиценна обучает медицине своих учеников. Миниатюра из книги Авиценны «Канон врачебной науки». 15 в.
Философские школы, направления, движения
Неореализм (в философии)
Неореали́зм, течение в англо-американской философии, возникшее в начале 20 в., для которого характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Как самостоятельное философское течение неореализм оформился в США в 1910 г., группа философов-неореалистов опубликовала «Программу и первую платформу шести реалистов». Ядро доктрины американского неореализма составила теория «независимости имманентного», согласно которой познаваемые объекты непосредственно «входят» в сознание, тогда как их существование не зависит от когнитивных отношений, в которые они вступают. Неореалисты не смогли найти адекватное решение проблемы заблуждений, иллюзий и ошибок в нашем восприятии, что вызвало резкую критику неореализма со стороны представителей критического реализма и в конечном счёте привело к распаду этого философского течения.
Философия
Литераторы
Диккенс Чарлз
Ди́ккенс Чарлз (1812–1870), английский писатель. Основные темы творчества: бездушие современного общества; зло, царящее в нём и способное выдать себя за добро; незащищённость, одиночество детей; искупительные жертвы, приносимые за проступки прошлого. Романы «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836–1837), «Приключения Оливера Твиста» (1837–1838), «Домби и сын» (1847–1848), «Холодный дом» (1852–1853), «Большие надежды» (1860–1861) и другие произведения демократичны, пронизаны сочувствием к социально обездоленным, невинно пострадавшим людям. Художественной манере Диккенса присущи яркие, близкие к гротеску характеристики, использование пейзажных и портретных лейтмотивов, а также символических образов, говорящих имён. Его творчество оказало большое влияние на англо-американскую прозу 2-й половины 19–20 вв.
Чарлз Диккенс. 1860-е гг.
Литераторы
Достоевский Фёдор Михайлович
Достое́вский Фёдор Миха́йлович (1821–1881), русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). Оказал значительное влияние на русскую и мировую культуру: литературу, философию, общественную мысль 20 в. В своём творчестве утверждал внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека» (роман в письмах «Бедные люди», 1846), отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему (романы «Униженные и оскорблённые», 1861; «Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1868, и др.). В романе «Бесы» (1871–1872) критиковал идеи левого толка, духовные пороки руководителей русской смуты (нечаевцы, петрашевцы и др.). В романе «Братья Карамазовы» (1879–1880) осмыслил трагический конфликт века – противостояние жажды веры и болезни неверия. Среди других сочинений: повести «Белые ночи» (1848), «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), романы «Неточка Незванова» (1849), «Подросток» (1875).
Василий Перов. Портрет Фёдора Достоевского. 1872
Литераторы
Кора Сандель
Ко́ра Са́ндель (1880–1974), норвежская писательница, художница. Основные темы литературного творчества – положение женщин в обществе, их профессиональная самореализация. В романах «Альберте и Якоб» (1926), «Альберте и свобода» (1931), «Только Альберте» (1939) рассказана автобиографическая история героини, которая после неудавшейся карьеры художницы обращается к сочинительству. Среди других произведений: романы «Кондитерская Кране» (1945), «Не покупайте Донди» (1958), сборники прозы «Голубой диван и другие новеллы» (1927), «Большое спасибо, доктор» (1935), «Звери, которых я знала» (1945).
Кора Сандель
1
2