«Неистовый романтизм»
«Неи́стовый романти́зм» (от франц. frénétique – неистовый), литературное течение во Франции конца 1820-х – начала 1830-х гг., характеризующееся повышенным вниманием к мрачным, пугающим сторонам жизни.
Понятие «неистовый жанр» (genre frénétique) впервые применил Ш. Нодье в 1821 г. к современной «низовой», массовой литературе, использовавшей художественный арсенал готического романа, которую он противопоставлял литературе «высокой» – классицистической и романтической (Nodier Ch. Avertissement des traducteurs // Maturin. Ch. R. Bertram, ou le Château de St.-Aldobrand, tragédie en cinq actes. Paris, 1821. P. V.).
Истоки «неистового романтизма» обнаруживаются в барочной литературе, однако как явление он сложился в конце 1820-х гг. Значительную роль в его формировании сыграла Июльская революция 1830 г., усилившая пессимистические настроения в обществе.
«Неистовые» романтики обращались к табуированным и острым темам (безумие, жестокость и др.), из-за чего критики нередко называли их творчество «ужасным жанром» (genre horrible), «гальванической литературой» (littérature galvanique), «сатанинской школой» (l’école satanique). События произведений, в отличие от готического романа, разворачиваются преимущественно в городе, нередко в таких местах, как кладбище, морг, тюрьма, публичный дом, скотобойня. Герои сталкиваются с ужасной действительностью, безжалостной по отношению к маргинальным, социально незащищённым людям: проституткам, преступникам, бродягам и др.
Осуждение лицемерия и жестокости современного общества – один из главных идеологических принципов «неистового романтизма». Он проявляется в экспрессивности языка и отстранённо-циничной манере повествования, подчёркивающей неразрешимые противоречия между романтическими идеалами и реальностью. Авторы демонстративно отказываются от традиционной дихотомии добра и зла, ставя под сомнение надёжность морально-нравственных ориентиров. Центральные фигуры произведений – это, как правило, отрицательные персонажи, чьи выразительные и оригинальные образы вызывали у читателей интерес и восхищение.
Среди первых образцов «неистовой» прозы – повесть «Последний день приговорённого к смерти» («Dernier jour d’un condamné», 1829) В. Гюго, написанная от лица осуждённого на казнь человека, и роман «Мёртвый осел и гильотинированная женщина» («L’Âne mort et la femme guillotinée», 1829) Ж. Жанена о социальном падении героини, которое приводит её к смерти. Произведения породили ряд подражаний, названия которых были подчёркнуто шокирующими и броскими: романы «Луиза, или Горести уличной девки» («Louisa, ou les Douleurs d’une fille de joie», 1830) И.-Ф. Ренье-Детурбе, «Примадонна и мясник» («La Prima Donna et le garçon boucher», 1831) К. и Э. Бюра де Гюржи и др. Появлялись также пародии, в которых художественные приёмы «неистового романтизма» доведены до абсурда: «Следующий день после последнего дня приговорённого к смерти» («Le Lendemain du dernier jour d’un condamné», 1829) Ж. Шербюлье. Особой популярностью пользовались произведения малой прозы: сборники «Вольтов столб: коллекция жестоких анекдотов» («La Pile de Volta: recueil d’anecdotes violentes», 1831) А. Помье, «Шампавер: безнравственные рассказы» («Champavert: contes immoraux», 1833) П. Бореля и др.
Отдельные черты «неистового романтизма» реализованы в произведениях О. де Бальзака, Э. Сю, Т. Готье, А. Дюма-отца, П. Мериме, Ш. Нодье, Г. Флобера, Ф. Сулье. Влияние «френетической» традиции ощутимо в творчестве Ш. Бодлера, А. Рембо и других «проклятых поэтов».
В русской критике использовалось понятие «неистовая литература», впервые появившееся в 1832 г. в газете «Северная пчела» (№ 88. 19 апреля) применительно к сборнику «Тёмные рассказы перевёрнутой головы» («Contes bruns par une tête à l’envers», 1832, русский перевод 1836), куда вошли произведения О. де Бальзака, Ф. Шаля и Ш. Рабу. Широкое распространение получило также словосочетание «юная словесность», позаимствованное из статьи Л. Гозлана в газете Le Figaro (1831. № 242. 30 août). В современном российском литературоведении его используют для обозначения писателей «Малого Сенакля», в их числе Ж. де Нерваль, Т. Готье, А. Эскирос, Ф. О’Недди.
Творчество как «неистовых», так и «юных» романтиков у отечественных критиков зачастую вызывало резкое неприятие: их произведения считали жестокими и поверхностными, рассчитанными на внешний эффект.
Русские писатели обращались к художественным приёмам «неистового романтизма» с осторожностью (роман «Вадим» М. Ю. Лермонтова, создавался в 1832–1834, не окончен; повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина, 1834; произведения Н. В. Гоголя). В творчестве О. И. Сенковского и А. В. Тимофеева французская «френетическая» литература подвергается осмеянию и пародированию. А. А. Павлов, П. А. Машков, К. П. Зеленецкий, продолжавшие её традиции, встречали непонимание и отпор критики.
Как литературное течение, изобличающее изъяны общества, «неистовый романтизм» оказал значительное влияние на формирование русской «натуральной школы» 1840-х гг. Внимание к картинам нищеты, нравственного падения и отчаяния в городском пространстве отразилось в творчестве Ф. М. Достоевского (роман «Бедные люди», 1846) и других писателей этого периода.