Ламетри Жюльен Офре де
Ламетри́ Жюлье́н Офре́ де (Julien Offray de Lamettrie, La Mettrie) (12.12.1709, Сен-Мало – 11.11.1751, Потсдам), французский просветитель, материалист и атеист. Учился на медицинском факультете Парижского университета; работал в больнице Сен-Мало; в качестве полкового врача принимал участие в военных действиях. В 1748 г. по приглашению короля Фридриха II прибыл в Берлин, где стал членом Академии наук и придворным врачом. В «Трактате о душе» («Traité de l’âme», в первом издании – «Естественная история души», «L’Histoire naturelle de l’âme». 1745) Ламетри обосновывает материализм, отправляясь от предпосылок сенсуалистической гносеологии. «Нет более надежных руководителей, чем наши чувства…одни только они могут просветить разум в поисках истины» (Ламетри. 1976. С. 65). Ощущения варьируются в зависимости от строения органов чувств. В философских исследованиях надлежит «добросовестно и беспристрастно» следовать за чувствами, неукоснительно выводить заключения из предоставляемых ими данных. Ламетри призывает изучать организованные тела, не прибегая к вымыслам для получения результатов. Материя – «субстанция тел», ей присущи три важнейших атрибута: протяжённость, движущая сила, способность чувствовать. Механическими свойствами материи, зависящими от протяжённости, он считал величину, фигуру, состояние покоя и положение. Нет никаких доказательств того, что материя получает движение откуда-то извне. Человеческий опыт противоречит представлениям о бестелесном Боге: «Мы знаем в телах только материю и наблюдаем способность чувствовать только в этих телах. На каком же фундаменте может быть построено идеальное существо, отвергаемое всеми нашими знаниями?» (Ламетри. 1976. С. 75). Если материя не нуждается во внешнем двигателе и обладает чувствительностью, отсюда вытекает, что нет необходимости для объяснения наблюдаемых человеком явлений допускать внутри него или во внешнем мире какие-либо духовные сущности. Они излишни, не требуются ходом событий. Представления о них – произвольная гипотеза, предрассудок, домыслы, искажающие реальные факты. Взаимосвязь сознания и телесных органов не позволяют всерьёз защищать мнение о субстанциальности души. Некоторые считают врождённое знание подтверждением её существования, но такого знания в действительности нельзя найти. В начальной версии «Трактата...» раздел «Заключение» открывался словами: «Из всего, что было до сих пор сказано, легко с очевидностью заключить, что мы не имеем ни одной врожденной идеи, и что все они являются продуктом телесных ощущений». Обоснование приведённого суждения кратко резюмировалось положениями: «1) Нет воспитания, нет идей. 2) Нет чувств, нет идей. 3) Чем меньше чувств, тем меньше идей» (La Mettrie. 1988. P. 217).
Антропология
В своем главном сочинении – «Человек-машина» («L'Homme Machine». 1747) – Ламетри развивал материалистическую антропологию, на которую опирался в выводах общего плана относительно бытия. Исследуя человеческую природу, он заключал, что нематериальная душа – «химера»; термин «душа» можно использовать лишь для обозначения некоторых способностей нашего тела. Материалистическое истолкование человеческой природы, по Ламетри, основывается на фактах зависимости мышления от устройства мозга, от болезней, возраста и пищи. Дефекты мозга вызывают слабоумие, болезни могут значительно повредить способностям «самого блестящего гения», развитие тела по мере взросления человека приводит к изменению мышления, без пищи «душа изнемогает» и погибает. Таким образом, мышление напрямую определяется материальными факторами. В своём главном труде Ламетри акцентировал внимание на приоритете опытных исследований по отношению к прославленным трудам прошлого, к истории философии. Р. Декарт и картезианцы ошибочно защищали идею двойственности человека, лейбницианцы отстаивали «непостижимую» теорию монад. По-настоящему понять природу человека могут только врачи, склонные к занятиям философией, в силу особенностей своей профессии производящие многочисленные наблюдения, «снимающие покров» со скрытых причин, определяющих его поведение. «Итак, возьмем в руки посох опыта и оставим в покое историю всех бесплодных исканий философов… Можно и даже должно восхищаться самыми бесполезными трудами великих гениев – всеми этими Декартами, Мальбраншами, Лейбницами и Вольфами; но я спрашиваю Вас: каковы плоды их глубоких размышлений и всех их трудов? Начнем же с рассмотрения не того, что думали, но что следует думать» (Ламетри. 1976. С. 196). У человека два преимущества перед животными – организация и воспитание, но похвастаться субстанциальным отличием от них он не может. Человек появляется на определённом этапе развития природы. Для духовных сущностей в мироздании не остаётся места. «Итак, мы должны сделать смелый вывод, что человек является машиной и что во всей Вселенной существует только одна субстанция, различным образом видоизменяющаяся. И это вовсе не гипотеза, основанная на предубеждениях и предположениях… Какое значение могут иметь против столь прочного и крепкого дуба слабые тростники богословия, метафизики и различных философских школ?» (Ламетри. 1976. C. 244). В своем главном произведении Ламетри формулирует ставшую затем классической установку историко-философского плана в откровенной, бескомпромиссной манере: «Все философские системы, рассматривающие человеческую душу, могут быть сведены к двум основным: первая, более древнего происхождения, есть система материализма, вторая – система спиритуализма» (Ламетри. 1976. C. 193). Подход, объявлявший историю философии противоборством двух онтологически противоположных позиций, материалистической и идеалистической, имел впоследствии чрезвычайно много приверженцев. Большинство из них придерживалось марксистского мировоззрения, принимая, как и Ламетри, материализм за более древнюю и единственно научную позицию.
Цель жизни
В трактате «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» («Anti-Sénèque ou Discours sur le bonheur», при первой публикации «Анти-Сенека или Высшее благо», «Anti-Seneque ou le Souverain bien», 1750) Ламетри связывает счастливую жизнь с ощущениями. В противоположность стоикам, он призывает «отвлечься» от души, сосредоточившись на человеческом теле. Краткое удовольствие отличается от счастья лишь меньшей продолжительностью и интенсивностью приятных ощущений. К условиям счастья относятся телесное здоровье, красота, ум, богатство, слава. Счастье может принимать различные формы: оно может быть следствием темперамента («счастливый дурак»), стремления к знаниям, избавляющим от серьезных душевных волнений (учёный), желания посвятить себя служению обществу. Ошибочно видеть в счастье воплощение добродетели. Счастлив, по Ламетри, может быть даже преступник. Может чувствовать себя счастливым и гнуснейший трусливый тиран. Обжора и развратник также может по-своему быть счастливым, вполне подражая свиньям. В своем поведении люди следуют страстям, а не руководящим идеям разума. Каждый, естественно, предпочитает себя всем остальным, повинуясь в этом закону природы. Но в любом случае счастье – временно, ибо человеку дарована лишь ограниченная жизнь на земле. Целью человека является «спокойная, приятная и довольная жизнь». Поэтому подлинная философия воспитывает у человека «вкус к жизни», руководит которой чувство. Затрагивая проблему происхождения жизни («Система Эпикура», «Système d’Épicure». 1750), Ламетри говорил о том, что «материи пришлось пройти через бесчисленное количество всяких комбинаций, прежде чем она достигла той единственной, из которой могло выйти совершенное животное» (с. 395). Первые животные были очень несовершенны, выжили только обладавшие наиболее удачным строением органов. Сама по себе природа не разумна, но она порождает всякую жизнь и сознание. Поскольку человек сложнее организован, чем прочие животные, он должен был появиться после них. Мысль о происхождении человека от животных не должна казаться нелепой. В качестве одной из гипотез Ламетри высказывал предположение о том, что высыхание первичного океана сопровождалось развитием многообразных зародышей, из которых возникли все виды живых организмов.
Ламетри осуждал деспотическое правление; философы, по его мнению, должны способствовать улучшению общественной жизни путём просвещения правителей, которые, в свою очередь, обретя знания и мудрость, сделают народы счастливее («Предварительное рассуждение», «Discours préliminaire». 1751).
Идеи Ламетри оказали влияние на К. А. Гельвеция, Д. Дидро, П. А. Гольбаха и других материалистов.