Клавишные музыкальные инструменты
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты, группа музыкальных инструментов, основным признаком которой является наличие ручной клавиатуры.
Обычно данным термином обозначают инструменты, распространённые в музыкальной культуре европейского типа (фортепиано, клавесин, клавикорд, орган и их разновидности, челеста, фисгармония), внешне похожие на них инструменты класса электрофонов (электроорган, волны Мартено и т. п.), а также разного рода синтезаторы.
Клавишные музыкальные инструменты имеют признаки разных видов и даже классов. По способу звукоизвлечения они делятся на: струнные ударные (молоточковое и тангентное фортепиано, клавикорд, орфика), струнные щипковые (клавесин, клавиарфа), фрикционные струнные (инструменты из группы фортепиано-состененте: гайгенверк, пиано-виола, колёсная лира), фрикционные самозвучащие (трохлеон, клавишная гармоника), ударные самозвучащие (карильон, челеста), духовые (орган), язычковые (аккордеон, гармоника, баян, фисгармония и её портативный вариант гармонифлют), механические фортепиано и механические фисгармонии, электронные фортепиано и синтезаторы.К клавишным относятся некоторые комбинированные инструменты: в сочетании с органом – клавиорган (клавесин с органом), fortepiano organisé (фортепиано с органом); с арфой – клавиарфа (арфа с клавиатурой); с элементами струнного смычкового инструмента – пиано-оркестр Г. Г. Лихтенталя (фортепиано, соединённое с пиано-виолой); с элементами духового инструмента – мелодика. Фортепиано-оркестр Шалькенбаха (1862) соединил в себе фортепиано, фисгармонию, ударные (барабаны, тарелки, треугольник, бубен и тамтам), карильон, медные трубы, свисток.
Существуют клавишные музыкальные инструменты с нестандартными клавиатурами: колёсная лира (появилась в Европе не позднее 12 в.), карильон (восходит к началу 18 в.), гармоника с её разновидностями (распространены в 19–21 вв.). Принятая примерно с 14 в. в старинных клавесинах и клавикордах 12-тоновая инверсная клавиатура (7 чёрных диатонических клавиш и 5 белых хроматических в октаве) в фортепиано 18 в. была вытеснена клавиатурой с 7 белыми диатоническими и 5 чёрными хроматическими клавишами в октаве. С 16 в. известны энгармонические клавиатуры, разделяющие октаву на 17–19 микротонов (Archicembalo Н. Вичентино, 1555, и построенный по этому принципу «Энгармонический клавицин» В. Ф. Одоевского). В конце 19 в. была изобретена многорядная транспонирующая клавиатура П. фон Янко (Jankó-Klaviatur), а в начале 20 в. появились дуговая и «лучеобразная» клавиатуры.