Цабель Альберт Генрихович
Ца́бель Альбе́рт Ге́нрихович (Альберт Генрих Цабель; нем. Albert Heinrich Zabel) [22.2.1834, по другим данным, 1833 или 1835, Берлин – 3(16).2.1910, Санкт-Петербург], российский арфист, композитор и педагог, солист Его Императорского Величества (1876).
Родился «в одном из крайних кварталов Берлина» (по сведениям В. Г. Дуловой; см. Дулова. 2013. С. 101) в многодетной немецкой семье Генриха Цабеля. В восьмилетнем возрасте получил от отца в подарок 16-струнную арфу, сам её настроил и через неделю уже подбирал на ней песни. Игру мальчика услышал Дж. Мейербер и выхлопотал ему стипендию, благодаря которой в 13 лет Цабель стал студентом Королевского института церковной музыки в Берлине (учреждение действовало в 1822–1945), где вскоре превзошёл своего учителя Карла Гримма (1820–1882).
В 1848–1851 гг. солист оркестра Королевской придворной оперы в Берлине. В 1850 г. дирижёр Й. Гунгль пригласил Цабеля в свой оркестр, с которым тот гастролировал в странах Европы, в США; несколько раз бывал в России. В 1854 г. получил приглашение в Итальянскую оперу Санкт-Петербурга, с апреля 1855 по 1905 гг. – солист оркестра Императорских театров. Не прекращая сольной деятельности, в летние сезоны играл в Павловском воксале в оркестре И. Штрауса-сына. Принял российское подданство в 1891 г.
Игра Цабеля вызывала похвальные отзывы русских композиторов. А. Н. Серов писал: «…в штраусовском букете отрывки подобраны ловко… а местами встречалось… что-нибудь очень красивое, например, соло для арфы, чудесно исполненное молодым чрезвычайно даровитым арфистом г. Цабелем…» (Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. 2Б. Москва, 1986. С. 158). Ц. А. Кюи неоднократно отзывался о нём в письмах и критических статьях.
В 1875 г. в Санкт-Петербурге состоялся концерт с участием Цабеля, на котором прозвучали I часть его Концерта для арфы до минор (солировал автор), пьесы «Ave Maria» Ш. Обертюра и Марш из «Сна в летнюю ночь» Ф. Мендельсона в исполнении ансамбля из 8 арф, «Арагонская хота» М. И. Глинки в исполнении оркестра и 5 арф, а также сольные пьесы. Ц. А. Кюи раскритиковал тяжёлую оркестровку Концерта, которая напоминала ему «шкафы, передвигаемые по улице италианцами», и переложения, но «что было действительно прелестно в этом концерте, так это пьесы для арфы, которые Цабель исполнял один: фантазию на "Фауста" и три пьески – "Желание", "L'adieu" и "Песня без слов". Тут я вновь узнал и чудесный звук арфы, и чудесного первоклассного арфиста г. Цабеля, тут я восхищался красивыми эффектами, мастерским употреблением инструмента и, наконец, мелкие пьески Цабеля доставили мне большое удовольствие, так как в них есть вкус, тонкая отделка, изящество, счастливая и лёгкая мелодическая изобретательность» (Кюи Ц. А. Избранные статьи об исполнителях. Москва, 1957. С. 94).
Работа в качестве солиста оркестра Императорских театров занимала значительное место в жизни Цабеля. В те годы в оркестре играли скрипач Л. С. Ауэр, виолончелисты А. В. Вержбилович, И. И. Зейферт и другие крупные музыканты. В 1876 г. Цабель получил звание солиста Его Императорского Величества наряду с А. Г. Рубинштейном, К. Ю. Давыдовым, Г. Венявским, Л. С. Ауэром, А. В. Вержбиловичем, войдя в число официально признанных музыкантов. Работа в театре нашла своё отражение и в его знаменитой брошюре «Слово к господам-композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре» (1899), где Цабель критикует композиторов за то, что они пишут для арфы «как для фортепиано», и настаивает на праве арфистов редактировать оркестровые партии. Сам он по просьбе Р. Вагнера разделил в партитуре оперы «Валькирия» труднейшую партию арфы на две арфы, за что композитор выразил ему свою признательность. Его каденции и вариации поныне звучат в Мариинском театре в балетах П. И. Чайковского, Л. Минкуса, А. Адана и др. В. Г. Дулова писала: «Вместо того, чтобы отредактировать сольные эпизоды балетов Чайковского, Цабель заменяет их собственными, эффектными, но с оттенком салонности… присутствуя на репетициях, Чайковский не мог не знать об этом, и, очевидно, дал Цабелю соответствующее разрешение, но, возможно, прав И. Поломаренко, который предполагает, что "эта неудача расхолодила Чайковского к арфе". В настоящее время в Большом театре в балете "Лебединое озеро" играются все каденции П. И. Чайковского, в "Щелкунчике" – наиболее близкие к замыслу автора с незначительными изменениями в фактуре, в Ленинграде же до сих пор оба балета звучат с каденциями Цабеля» (Дулова. 2013. С. 102).
Цабель гастролировал с размахом, посетив едва ли не все губернские города Российской империи. Его концертный репертуар состоял в основном из собственных сочинений и произведений зарубежных композиторов-арфистов (Э. Пэриш-Алварс и др.). Критики отмечали необыкновенную красоту звучания арфы Цабеля.
Всего создал около 40 произведений. Среди них: Концерт для арфы с оркестром до минор (ор. 35), Фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст» (ор. 12); пьесы – «У фонтана», «Легенда» (ор. 18), «Маргарита за прялкой» (ор. 26); антракты – из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» и балета Л. Минкуса «Роксана, краса Черногории» (ор. 33).
В 1862 г. Цабель стал первым профессором класса арфы Санкт-Петербургской консерватории (по приглашению А. Г. Рубинштейна), звание сверхштатного профессора получил в 1879 г., с 1904 г. заслуженный профессор. Одновременно до 1872 г. преподавал в Санкт-Петербургском Императорском театральном училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Среди учеников: Е. А. Вальтер-Кюне, Н. И. Амосов, Д. А. Андреев (1882–?), солисты оркестра Императорских театров в Санкт-Петербурге И. А. Помазанский (1848–1918, в театре работал в 1868–1917), К. Т. Фейт (1854–1920, в театре работал в 1877–1900).
В 1900 г. в Лейпциге был издан его «Метод для арфы» – на немецком, французском и английском языках (хотя к этому времени Цабель уже провёл 45 лет в России, русским языком он не владел). Автор отказывался назвать свой метод «Школой», считая, что все методы для любого инструмента определяются талантливостью педагога. «Метод для арфы» состоит из вступления и 4 разделов: 1-й раздел – упражнения для начинающих, 2-й – упражнения на ровность пальцев, включает различные приёмы звукоизвлечения: этуффе, флажолеты, аккорды и украшения; 3-й – развитие самостоятельности пальцев; 4-й – гаммы и трели. Отдавая должное техническому развитию, Цабель постоянно пишет о воспитании культуры звука: «По моему мнению, большинство методов занимается слишком много техникой и мало считается с подготовкой пальцев к извлечению красивого звука»; звучание арфы должно быть «серебристым и полным поэзии» (Zabel. 1900. S. 3). В «Методе» приводятся упражнения Цабеля, этюды Н.-Ш. Бокса, рекомендации ряда пьес после каждого раздела и 3 концертных этюда, которые востребованы поныне.
Несмотря на болезнь (частичный паралич), Цабель до конца дней оставался верен любимому инструменту, настраивая его ежедневно и занимаясь левой рукой (правая не работала).
Среди наград – орден Станислава 3-й степени (1884), два ордена Анны (3-й степени – 1892, 2-й степени – 1900).
Дочери – Ида Альбертовна Цабель-Рашат (1865–1913), арфистка и певица, ученица своего отца, преподаватель класса арфы Санкт-Петербургской консерватории (профессор 2-й степени с 1910); Елена Альбертовна Самойлова (годы жизни не установлены), певица (сопрано), ученица Д. Арто.