#Струнные щипковые инструментыСтрунные щипковые инструментыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСтрунные щипковые инструментыСтрунные щипковые инструментыНайденo 29 статейАкадемические, эстрадные музыкальные инструментыАкадемические, эстрадные музыкальные инструменты Безладовые инструментыБезла́довые инструме́нты, струнные щипковые инструменты без ладов. Словосочетание употребляется преимущественно по отношению к инструментам, используемым в неакадемической музыке (например, безладовая бас-гитара).Академические, эстрадные музыкальные инструменты Ладовые инструментыЛа́довые инструме́нты, струнные щипковые инструменты с ладами, например лютня, виуэла, бандуррия, гитара.Традиционные инструменты БалалайкаБалала́йка, русский струнный щипковый инструмент лютневого типа. Наибольшей популярности достигла в сельском и городском быту конца 18 – 19 вв. Использовалась повседневно, сопровождая пляски, пение частушек и др. В 1880–1890-х гг. по инициативе и при участии В. В. Андреева была усовершенствована, вошла в Великорусский оркестр. Балалайка-прима утвердилась как сольный концертный инструмент.Традиционные инструменты БанджоБа́нджо, струнный щипковый инструмент лютневого типа. Имеет круглый корпус с параллельно расположенными деками, длинную шейку. По приёмам игры близок к гитаре. Играют обычно плектром. Распространён с 1870-х гг. в США в бытовой и развлекательной культуре.Традиционные инструменты БандураБанду́ра, украинский струнный щипковый инструмент. При внешнем сходстве с лютневидными инструментами (округлый корпус с выпуклой нижней декой, наличие шейки и резной головки с колками) по существу относится к типу цитры: звук извлекается на открытых струнах, большая часть которых крепится к краю деки. Диапазон зависит от количества струн (до 30 и более) и их настройки. Традиционный инструмент бродячих бандуристов (кобзарей) – профессиональных музыкантов-сказителей (нередко слепых), певших под аккомпанемент бандуры думы и разные песни.Традиционные инструменты ДомраДо́мра, русский струнный щипковый инструмент лютневого типа. В 1-й половине 17 в. один из самых популярных на Руси музыкальных инструментов (наряду с гуслями и гудком), к концу 17 в. практически исчезла. Реконструирована при участии В. В. Андреева. В 1896–1920 гг. мастера Ф. С. Пасербский и С. И. Налимов создали оркестровое семейство 3-струнных домр, которое вошло в Великорусский оркестр, а позднее в оркестры и ансамбли русских народных инструментов.Академические, эстрадные музыкальные инструменты Русская гитараРу́сская гита́ра, семиструнная разновидность гитары. Появилась в России на рубеже 18–19 вв., получила распространение в 19 в. Один из самых значительных исполнителей на русской гитаре и создатель репертуара для неё – М. Т. Высотский, среди других авторов – А. О. Сихра и С. Н. Аксёнов. Инструмент широко использовался в России на концертной эстраде и в бытовом музицировании (особенно при исполнении цыганских романсов) до 2-й половины 20 в., пока не был вытеснен шестиструнной гитарой. Виднейший исполнитель 2-й половины 20 в. – С. Д. Орехов. В 21 в. интерес к русской гитаре возрождается, в том числе на Западе.Части музыкального инструмента, механизмы ПодгрифокПодгри́фок, деталь струнных смычковых и некоторых щипковых лютневидных инструментов, выполняющая функцию струнодержателя. У смычковых инструментов – продолговатая выпуклая деталь с отверстиями для крепления струн. На некоторых гитарах, электрогитарах и мандолинах струнодержатель чаще всего представляет собой изогнутую штампованную металлическую или литую легкосплавную деталь, крепящуюся за пуговицу внизу корпуса инструмента.Части музыкального инструмента, механизмы Гриф (инструментоведение)Гриф, деталь конструкции музыкальных инструментов. Представляет собой деревянную пластину, наклеенную на шейку со стороны, обращённой к струнам. Служит для ограничения длины струн и, соответственно, изменения высоты звука. Может быть плоским (у лютни, виуэлы, гитар эпохи Ренессанса и барокко и др.) или радиусным (характерно для инструментов виольного и скрипичного семейств), с ладами или безладовым. Наиболее распространённые материалы для изготовления грифа: древесина чёрного дерева, клёна, палисандра; полимерные материалы (со 2-й половины 20 в.).Традиционные инструменты КавакиньюКаваки́нью (порт. сavaquinho), струнный щипковый лютневидный музыкальный инструмент. Широко распространён в Португалии и Бразилии. По форме и конструкции напоминает маленькую гитару. Инструмент длиной около 600 мм, с 4 металлическими струнами. Преимущественно используется колковый механизм, основанный на червячной передаче, как на гитарах. Среди португальских кавакинью встречаются экземпляры с колковым механизмом как у португальской гитары. Длина мензуры около 340 мм. Наиболее употребительный строй португальской разновидности: d2 – a1 – g1 – c1, бразильской: d2 – h1 – g1 – d1. Для португальской кавакинью характерны 12 ладов, для бразильской – 17-19. Звукоизвлечение осуществляется как плектром, так и пальцами. Кавакинью используется в ансамблевой практике, выполняя как аккомпанирующую, так и солирующую функцию. Значительную роль в популяризации кавакинью в 20 в. сыграл бразильский композитор и исполнитель-виртуоз на этом инструменте Валдир Азеведу (1923–1980). 123