#Струнные щипковые инструменты
Струнные щипковые инструменты
Тег

Струнные щипковые инструменты

Струнные щипковые инструменты
Найденo 29 статей
Традиционные инструменты
Бандура
Банду́ра, украинский струнный щипковый инструмент. При внешнем сходстве с лютневидными инструментами (округлый корпус с выпуклой нижней декой, наличие шейки и резной головки с колками) по существу относится к типу цитры: звук извлекается на открытых струнах, большая часть которых крепится к краю деки. Диапазон зависит от количества струн (до 30 и более) и их настройки. Традиционный инструмент бродячих бандуристов (кобзарей) – профессиональных музыкантов-сказителей (нередко слепых), певших под аккомпанемент бандуры думы и разные песни.
Бандура
Традиционные инструменты
Домра
До́мра, русский струнный щипковый инструмент лютневого типа. В 1-й половине 17 в. один из самых популярных на Руси музыкальных инструментов (наряду с гуслями и гудком), к концу 17 в. практически исчезла. Реконструирована при участии В. В. Андреева. В 1896–1920 гг. мастера Ф. С. Пасербский и С. И. Налимов создали оркестровое семейство 3-струнных домр, которое вошло в Великорусский оркестр, а позднее в оркестры и ансамбли русских народных инструментов.
Домра-альт четырёхструнная
Академические, эстрадные музыкальные инструменты
Русская гитара
Ру́сская гита́ра, семиструнная разновидность гитары. Появилась в России на рубеже 18–19 вв., получила распространение в 19 в. Один из самых значительных исполнителей на русской гитаре и создатель репертуара для неё – М. Т. Высотский, среди других авторов – А. О. Сихра и С. Н. Аксёнов. Инструмент широко использовался в России на концертной эстраде и в бытовом музицировании (особенно при исполнении цыганских романсов) до 2-й половины 20 в., пока не был вытеснен шестиструнной гитарой. Виднейший исполнитель 2-й половины 20 в. – С. Д. Орехов. В 21 в. интерес к русской гитаре возрождается, в том числе на Западе.
Семиструнная русская гитара
Части музыкального инструмента, механизмы
Подгрифок
Подгри́фок, деталь струнных смычковых и некоторых щипковых лютневидных инструментов, выполняющая функцию струнодержателя. У смычковых инструментов – продолговатая выпуклая деталь с отверстиями для крепления струн. На некоторых гитарах, электрогитарах и мандолинах струнодержатель чаще всего представляет собой изогнутую штампованную металлическую или литую легкосплавную деталь, крепящуюся за пуговицу внизу корпуса инструмента.
Скрипка с композитным подгрифком с интегрированными машинками точной настройки
Части музыкального инструмента, механизмы
Гриф (инструментоведение)
Гриф, деталь конструкции музыкальных инструментов. Представляет собой деревянную пластину, наклеенную на шейку со стороны, обращённой к струнам. Служит для ограничения длины струн и, соответственно, изменения высоты звука. Может быть плоским (у лютни, виуэлы, гитар эпохи Ренессанса и барокко и др.) или радиусным (характерно для инструментов виольного и скрипичного семейств), с ладами или безладовым. Наиболее распространённые материалы для изготовления грифа: древесина чёрного дерева, клёна, палисандра; полимерные материалы (со 2-й половины 20 в.).
Электрогитара Fender Japan Ritchie Blackmore Signature со скалопированным грифом
Традиционные инструменты
Кавакинью
Каваки́нью (порт. сavaquinho), струнный щипковый лютневидный музыкальный инструмент. Широко распространён в Португалии и Бразилии. По форме и конструкции напоминает маленькую гитару. Инструмент длиной около 600 мм, с 4 металлическими струнами. Преимущественно используется колковый механизм, основанный на червячной передаче, как на гитарах. Среди португальских кавакинью встречаются экземпляры с колковым механизмом как у португальской гитары. Длина мензуры около 340 мм. Наиболее употребительный строй португальской разновидности: d2 – a1 – g1 – c1, бразильской: d2 – h1 – g1 – d1. Для португальской кавакинью характерны 12 ладов, для бразильской – 17-19. Звукоизвлечение осуществляется как плектром, так и пальцами. Кавакинью используется в ансамблевой практике, выполняя как аккомпанирующую, так и солирующую функцию. Значительную роль в популяризации кавакинью в 20 в. сыграл бразильский композитор и исполнитель-виртуоз на этом инструменте Валдир Азеведу (1923–1980).
Португальская кавакинью с характерным колковым механизмом
1
2
3