Шейка (в музыке)
Ше́йка (англ. neck, нем. Hals, итал. manico), деталь конструкции струнных смычковых и щипковых инструментов.
Чаще всего шейка крепится к верхней части корпуса инструмента либо встраивается в неё; иногда составляет единое целое с корпусом. Шейка лютневидных инструментов (лютня, гитара, скрипка и другие) располагается в плоскости корпуса (верхней деки) или имеет небольшое отклонение. Прямая шейка и корпус, вдоль которых натянуты струны, – черта лютневидных инструментов. У арфы струны натянуты между шейкой и корпусом, которые обычно располагаются под углом друг к другу; у современной педальной арфы и исторических видов европейских арф шейка изогнутая, у ранних (например, древнеегипетских) и локальных образцов она бывает дугообразной, прямой. Менее явно выраженная шейка – у некоторых цитровидных инструментов, например у исландских фидлы и лангспила, некоторых разновидностей т. н. альпийских цитр; встречается у инструментов смешанных типов, например у украинской бандуры (объединяющей признаки лютневидных и цитровидных инструментов), у западноафриканской арфолютни кора и др.
У лютневидных инструментов лицевая (плоская) сторона шейки, обращённая к струнам, служит основанием для грифа либо выполняет его функцию. Обратная (тыльная) сторона скруглена для удобства охвата её рукой при игре. Существуют шейки круглого сечения, например на некоторых смычковых, где техника игры не подразумевает прижатия струн к шейке или грифу. Встречаются полые шейки с проходящими внутри них резонансными струнами, например на ситаре.
Шейку венчает головка с установленным на ней колковым механизмом настройки или представляющая собой колковую коробку. Головка часто имеет наклон (иногда до 90 градусов; классический пример – западноевропейская лютня) или изгиб для лучшего сопротивления натяжению струн и более плотного прижатия их к верхнему порожку, а также для облегчения доступа к некоторым механизмам настройки. Головка иногда изготавливается вместе с шейкой из одного куска древесины, нередко представляет собой отдельный элемент (цельный или составной). Головка может оканчиваться фигурной резьбой, у скрипок и виол называемой завитком или улиткой. Характер отделки этой детали у инструментов разных эпох и регионов может быть как чисто декоративным, так и символическим, отражающим мифологические и религиозные представления (встречаются антропоморфные и зооморфные изображения). Так, отделка некоторых традиционных смычковых инструментов Евразии сохранила отголоски культа коня (например, монгольский моринхур). Помимо резьбы или вместо неё, головка может быть ламинирована ценными породами древесины, черепаховым панцирем, инкрустирована костью, перламутром и др. Материалом для изготовления шеек в основном служит древесина твёрдых пород, наиболее распространено применение различных сортов клёна и красного дерева.
Принято различать лютневидные инструменты с длинной шейкой и с короткой шейкой. К первым относят преимущественно инструменты с малым количеством мелодических струн, на которых применяется техника игры с активным перемещением левой руки вдоль шейки в широком диапазоне; это, в частности, многочисленные и разнообразные инструменты, издавна бытующие на Востоке, в их числе – танбур, рубаб. Ко второму виду относят инструменты с большим количеством струн и широкой шейкой, для игры на которых типична развитая пальцевая техника в пределах позиции; это, например, арабский уд. Для инструментов с короткой шейкой характерна значительная величина корпуса относительно общих размеров инструмента; роль материала, объёма и формы корпуса в формировании звука – главенствующая. Влияние на резонансные характеристики оказывает и конструкция, в которой корпус вместе с шейкой выдалбливается из цельного куска дерева, например у японской бивы. Инструменты с длинной шейкой, напротив, нередко обладают скромным по размеру корпусом (среднеазиатский гиджак, китайский хуцинь и др.).
У некоторых инструментов с длинной шейкой последняя может состоять из двух-трёх продольно склеенных слоёв древесины. Существуют и варианты шеек, составленных последовательно из нескольких частей, в том числе с пазовыми соединениями, например на японском сямисэне. При этом шейка сямисэна проходит сквозь корпус, а выступающая внизу её часть служит для крепления шнуров, удерживающих струны; таким образом передача вибраций от струн к шейке усиливается. Сямисэн – пример инструмента без грифа, функцию которого выполняет лицевая сторона шейки. Последнее характерно и для некоторых других инструментов, как безладовых, так и имеющих лады, в том числе для некоторых электрогитар. В некоторых случаях лицевая сторона шейки, выполняющая роль грифа, может иметь радиус скругления, в том числе переменный (меньший ближе к головке, больший ближе к корпусу). Тыльная сторона шейки тоже может иметь различные профили скругления. Больши́м разнообразием отличаются профили шеек электрогитар – только наиболее распространённых существует 6 типов. Поскольку шейка зачастую выполняет роль грифа, иногда её тоже называют грифом.
Способы крепления шейки у лютневидных различны. Шейки инструментов виольного и скрипичного семейств Возрождения и барокко имели сравнительно небольшой наклон относительно перпендикуляра к обечайке в верхней части корпуса, к которой обычно приклеивались и иногда дополнительно укреплялись маленькими гвоздиками. Для сопротивления натяжению струн, использовавшихся в те времена, этого было достаточно, даже в тех случаях, когда внутри шейки располагались дополнительные резонансные струны. Необходимый угол наклона грифа при этом добирался его утолщением в сторону корпуса. С изменением и развитием исполнительской техники, переходом на струны более высокого натяжения и повышением камертона (эталона высоты) подавляющее большинство инструментов скрипичного семейства на протяжении 18–19 вв. подверглось переделкам, затронувшим в том числе и шейку. Её модернизация заключалась в установке клиновидных надставок пятки, увеличивавших угол наклона и позволявших осуществить их врезку в корпус. Также практиковалось добавление клиновидной вставки между шейкой и грифом. Завершением этой тенденции стал новый подход к конструированию скрипок: существенно увеличился угол наклона шейки, начал использоваться гриф постоянной толщины. Найденные мастерами оптимальные соотношения толщины, ширины, профиля скругления тыльной стороны шеек служат удобству перемещения руки между позициями.
Один из распространённых традиционных методов крепления шейки к корпусу многих лютневидных инструментов, в том числе гитар, – врезное или шиповое соединение с дополнительной фиксацией клеем; применяется на большинстве вестерн-гитар, на многих электроакустических и электрогитарах, в том числе с выпуклыми верхней или обеими деками (как у арктопа), для которых характерен наклон шейки относительно плоскости корпуса. На электрогитарах такой тип крепления даёт преимущество в доступе к верхним ладам по сравнению с более простым и распространённым болтовым соединением, также часто применяющимся на бас-гитарах. Отдельную нишу занимает конструкция электрогитар и бас-гитар со сквозной шейкой во всю длину инструмента. При таком конструктивном решении части корпуса крепятся к шейке по бокам, причём нередко у более высоких ладов, нежели в обычных конструкциях. Отсутствие же выраженной пятки в таком случае решает проблему доступа к верхним ладам. Иногда в корпусной части толщина сквозной шейки может превышать толщину деталей корпуса. Сквозная шейка может состоять как из одного куска древесины, так и из нескольких продольно склеенных слоёв одной или разных пород, что служит для улучшения резонансных характеристик инструмента, богатства тембра, увеличения сустейна, лучшего сопротивления натяжению струн. Широкое распространение шейка такого типа получила на бас-гитарах с удлинённой мензурой и увеличенным количеством струн.
Характерная особенность шеек большинства электрогитар и бас-гитар – наличие анкерного стержня, который встраивается для регулировки прогиба шейки и грифа. Актуальность такого решения привела и к снабжению анкерным стержнем многих гитар, вестерн-гитар, банджо, мандолин.