Корчинская Мария Александровна
Корчи́нская Мари́я Алекса́ндровна (Люциановна) [5(17).2.1895, Москва – 17.4.1979, Лондон; похоронена в Клейдоне, графство Суффолк, Великобритания], российская арфистка, педагог.
Родилась в семье высокопоставленного чиновника польского происхождения Люциана-Игнатия Ивановича Корчинского (Люциана Александра Корчинского), служившего по железнодорожному ведомству. В 1905 г. поступила в Московскую консерваторию в класс К. А. Эрдели; по истечении трёх лет обучения её педагогом был назначен А. И. Слепушкин. В 1911 г. окончила консерваторию с золотой медалью; её имя занесено на мраморную доску выдающихся выпускников.
В консерваторском оркестре играла под управлением С. А. Кусевицкого, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова, К. Дебюсси. Одновременно начала преподавать на Государственных музыкальных курсах Д. С. Шора. После окончания консерватории начала концертировать, в 1922 г. дала первый сольный концерт в Москве в сопровождении Персимфанса (была в числе его основателей). С того же года солистка оркестра московского Большого театра. С 1919 г. профессор Московской консерватории. Среди учеников: В. Г. Дулова, В. Д. Канищев, Д. Р. Рогаль-Левицкий.
Начало творческой деятельности М. А. Корчинской совпало с революционными событиями 1917 г. и Гражданской войной 1917–1922 гг.; она выступала перед солдатами Красной армии, аккомпанировала Ф. И. Шаляпину в концертах для политзаключённых. В эти годы в Большом театре (благодаря деятельности Е. К. Малиновской, её помощника Ф. Д. Остроградского и всего творческого коллектива), несмотря на объективные сложности, шли спектакли. В репертуаре Корчинской были арфовые партии из опер «Аида» Дж. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Валькирия», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Кармен» Ж. Бизе, «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, «Саломея» Р. Штрауса; балетов «Эсмеральда» Ч. Пуньи, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Корсар» А. Адана, «Красный мак» Р. М. Глиэра, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Петрушка» И. Ф. Стравинского. В 1924 г. играла на похоронах В. И. Ленина.
В 1924 г. эмигрировала в Великобританию вместе с мужем – бывшим морским офицером графом К. А. Бенкендорфом [флейтист-любитель, выступал под псевдонимом К. Кони (англ. C. Cony), в том числе в ансамблях с М. А. Корчинской; его отец А. К. Бенкендорф был последним царским послом в Великобритании]. Корчинская заново построила свою карьеру, выступала как солистка и камерная исполнительница, в том числе в составе «Вигмор-ансамбля» (основан в 1948); работала в студии, записывая музыку к фильмам и лёгкую музыку. Её концерты неизменно получали восторженные отзывы в прессе: «Мария Корчинская, без сомнения, очень искусная исполнительница, виртуозная и точная. Её исполнение отличают контроль за силой звука и чистота тона» (газета The Times, цит. по: Шамеева. 2021. С. 84); «Мы услышали нечто поистине редкое. За вчерашнее исполнение Мария Корчинская заслуживает звание лучшей арфистки мира» (газета Acht Uhr Abendblatt, цит. по: Шамеева. 2021. С. 87).
В 1943 г. в Лондоне участвовала в премьере «Рождественских песен» Б. Бриттена под управлением автора (в 1944 сделана аудиозапись). Для М. А. Корчинской написаны ряд сочинений А. Бакса (в том числе Фантазия-соната для арфы и альта, 1927), Соната для флейты и арфы А. Г. Шапошникова (1924) и др.
Среди многочисленных записей – Концерт Г. Ф. Генделя (с лондонским ансамблем «Барокко», 1966), произведения П. Хиндемита, А. Русселя, С. С. Прокофьева и др. (её первая крупная аудиозапись «A Harp Recital», 1962), обработки ирландских и уэльских народных песен.
С 1960 г. совместно с нидерландской арфисткой Ф. Бергхаут руководила ежегодным фестивалем «Международные недели арфы в Нидерландах». В 1960-х гг. вернулась к преподаванию, воспитала ряд британских арфистов (Хилари Уилсон, Карен Вон и др.). Член жюри международных конкурсов. В 1983 г. на о. Мэн (Великобритания) состоялся Международный конкурс арфистов имени Марии Корчинской.