Вальтер-Кюне Екатерина Адольфовна
Ва́льтер-Кю́не Екатери́на Адо́льфовна (урождённая Кюне; нем. Catherine Walter-Kühne) [1(13).5.1870, по другим данным, 1(13).2.1870, Санкт-Петербург – 19.2.1931, Росток, ныне земля Мекленбург – Передняя Померания, Германия], российская арфистка, пианистка и педагог немецкого происхождения.
Дочь контрабасиста, артиста Императорских театров Адольфа Карловича Кюне. Первоначальное образование получила в английском пансионе, который держала её мать (см.: Цветкова, Алейников. 2012). В 1881–1888 гг. училась в Санкт-Петербургской консерватории, которую окончила по классу фортепиано А. Г. Рубинштейна (также училась у К. Я. Лютша) и классу арфы А. Г. Цабеля. В годы учёбы в консерватории вышла замуж за У. Ф. Вальтера, в то время управляющего фабрикой C. M. Schröder. С 13 лет играла оркестровые соло в концертах Павловского воксала под управлением В. И. Главача. Как пианистка выступала в Российской империи и за рубежом.
По совету А. Г. Рубинштейна решила посвятить себя арфе. Выступала преимущественно в аристократических салонах; нередко в один вечер играла и на арфе, и на фортепиано. Несмотря на утвердившуюся репутацию салонной исполнительницы, начиная с 1890-х гг. выступала на больших сценах Санкт-Петербурга, в симфонических собраниях Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), вечерах камерной музыки. Впервые в России исполнила Концерт для флейты и арфы с оркестром K 299 В. А. Моцарта (1907, оркестр ИРМО под управлением Л. С. Ауэра, партия флейты – Э. И. Кёлер).
С конца 1890-х гг. играла в оркестре Итальянской оперы в Санкт-Петербурге (солистка в 1903–1907). 22 ноября (5 декабря) 1903 г. в связи с уходом А. Г. Цабеля из оркестра ИРМО состоялся конкурс на место солиста-арфиста, в котором приняли участие лучшие исполнители Петербурга и Москвы; по его итогам Е. А. Вальтер-Кюне стала солисткой оркестра Мариинского театра.
Начала преподавать в 1891 г., когда в Смольном институте после большого перерыва вновь был открыт класс арфы. Её первые ученицы – Е. А. Алымова (1882–1942; правнучка одной из первых русских арфисток и выпускницы Смольного Г. А. Алымовой) и К. А. Эрдели. Последняя с большой теплотой отзывалась о Вальтер-Кюне: «Екатерина Адольфовна была человеком редкой доброты и большой культуры, а как педагог, по-моему, не имела себе равных» (Эрдели. 1967. С. 73); «Её участию и дружеской поддержке я обязана многим, если не всем, чего я смогла достичь в искусстве игры на арфе» (Эрдели. 1967. С. 37).
В 1904–1917 гг. профессор класса арфы Санкт-Петербургской консерватории; среди её учениц: А. Я. Гельрод (1895–1973), Э. А. Дамская (1898–1956?), М. Д. Александрова-Горелова (1896–1975). А. Я. Гельрод в письме к В. Г. Дуловой вспоминала: «Е. А. Вальтер-Кюне была чудесной арфисткой с блестящей памятью и обаятельным, ласковым педагогом. У неё был особый метод внутреннего воздействия на ученика. Могла сидеть далеко в углу и какими-то движениями помогать исполнению. Большое внимание уделяла звучанию и общему развитию. Играли у неё в ту пору произведения Цабеля, Хассельмана, мелкие пьесы Рамо, маленькие прелюдии И. С. Баха. Е. Вальтер-Кюне многое изменяла в случае особых трудностей…» (цит. по: Дулова. 1975. С. 101).
Автор переложений для арфы (романсы, фортепианные пьесы и фантазии), среди которых – Концертная парафраза П. А. Пабста на темы из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» для фортепиано, Концертная парафраза Ф. Листа на тему из оперы «Риголетто» Дж. Верди для фортепиано. Эти транскрипции, одно время забытые, вновь входят в репертуар современных арфистов.
В 1917 г. эмигрировала в Германию, жила в г. Росток, продолжала преподавать.