Слепушкин Александр Иванович
Слепу́шкин Алекса́ндр Ива́нович [30.10(11.11).1870, Санкт-Петербург – 30.3.1918, Москва], российский арфист и педагог.
Родился в дворянской семье. С детства занимался музыкой, учился игре на скрипке, фортепиано, трубе. По желанию родителей поступил в Николаевскую академию Генерального штаба; по её окончании служил в Гродненском гусарском гвардейском полку, в 1902 г. вышел в отставку.
Игре на арфе учился в Санкт-Петербурге у А. М. Инспрукера (род. 1858, 2-й арфист оркестра Мариинского театра в 1884–1908), затем в Берлинской консерватории у В. Поссе (по сведениям М. А. Корчинской, занимался у него на протяжении 6 лет). Работал в гастролирующем симфоническом оркестре, концертировал в Германии, в 1908 г. – в Англии. Был приглашён преподавать в Королевскую академию музыки в Лондоне, но из-за внезапной болезни матери в том же году (1908) вернулся в Россию.
В 1908 г. в Москве блестяще выдержал конкурс в оркестр Большого театра на должность 1-й арфы. Сохранилось письмо К. К. Баклановой (Кржижановской) о его выступлении: «Заиграл Слепушкин "Итальянскую фантазию" Пэриш-Альварса. Боже мой! Боже мой – это звучал каждый атом воздуха, всё вокруг звучало, пело. Комиссия застыла. Я не сводила глаз с [В. И.] Сука, чтобы проверить, не сон ли это. Когда кончил Александр Иванович "Фантазию", в зале стояла абсолютная тишина. Очнувшись, комиссия предложила ему ещё сыграть что-нибудь. Сыграл "Северную балладу" [Ф. Пёница] – результат тот же. Ещё просили – сыграл первую прелюдию и фугу Баха, потом "Жаворонка" Глинки–Балакирева… Когда Слепушкин вышел в соседний зал, ожидая, пока его вызовут для читки нот, я пустилась за ним и просила научить меня играть. Как я ни уверяла, что его игра потрясла всех, он твердил своё: "Вряд ли я прошёл. Если же меня примут, приходите завтра в 9 утра". Тут вышла комиссия и все стали петь ему дифирамбы» (цит. по: Эрдели. 1967. С. 80). По сведениям К. А. Эрдели, Слепушкин исполнял партию 1-й арфы в операх. Его мастерство высоко ценил С. Н. Василенко: выбирая состав оркестра для одного из своих концертов, он писал И. В. Липаеву, что «очень желателен Слепушкин» (Василенко С. Письмо к Ив. Липаеву. 1908. 31 декабря. РГАЛИ. Оп. 1. Д. 3. Л. 9об. Цит. по: Дулова. 1975. С. 103). В 1909 г. в составе оркестра Большого театра участвовал в спектаклях Русских сезонов, организованных С. П. Дягилевым.
Одновременно преподавал в Московской консерватории (1908–1918, профессор с 1914). Вошёл в историю арфового искусства как основоположник исполнительского метода (артикуляция пальцев в ладонь и кистевое движение), ставшего основой московской арфовой школы. Работал над этим методом вместе с В. Поссе в Берлине.
Среди учеников: К. К. Бакланова (Кржижановская), М. А. Бедлевич-Пушечникова, М. А. Корчинская, Н. Г. Парфёнов. Последний собрал и систематизировал записи А. И. Слепушкина и издал их под названием «Техника игры на арфе. Метод профессора А. И. Слепушкина» (1927).