Эрар Себастьен
Эра́р Себастье́н (франц. Sébastien Érard; Себастьян Эрхард, нем. Sebastian Erhard) (5.4.1752, Страсбур – 5.8.1831, Ла-Мюэт, ныне в черте Парижа), французский инструментальный мастер (клавишные музыкальные инструменты и арфы).
Сын краснодеревщика. С 1768 г. жил в Париже. В 1777 г. построил первое во Франции молоточковое фортепиано (по завезённым немецким и английским образцам). В 1780 г. вместе с братом Жан-Батистом Эраром (1749–1826) основал предприятие, вскоре получившее известность во всей Европе и положившее начало одной из крупнейших в истории фирм музыкальных инструментов. В середине 1780-х гг. сконструировал клавиорган (piano organisé). В начале 1790-х гг. открыл своё дело в Лондоне; изготавливал однорядные арфы системы немецкого мастера Я. Хохбруккера (изобретена около 1720) с усовершенствованной системой рычагов, которая значительно улучшила действие педалей.
В 1796 г. Эрар вновь перебрался в Париж, где стал выпускать рояли и арфы с педалями одного действия, используя вилковый механизм собственного изобретения. В 1801 г. получил первый патент на создание арфы с педальным механизмом двойного действия (копия патента представлена в книге: Дулова. 1975. С. 212). Возможность перестройки инструмента во все тональности достигалась действием педалей, при котором струны буквально наматывались на колки, из-за чего очень быстро выходили из строя. Эрар вернулся к вилковой системе и в 1810 г. получил новый патент на арфу с педалями двойного действия. Этот тип арфы, позволивший играть во всех тональностях, лёг в основу последующих моделей инструмента (широкое внедрение инструмента началось с 1815, когда Эрар представил его Французской академии искусств).
Следующим важнейшим изобретением Эрара стала новая фортепианная механика (1821), позднее названная механикой с «двойной репетицией» (см. в статье Репетиция); впервые показана на Парижской выставке в 1823 г. В дальнейшем «двойная репетиция» применялась почти во всех конструкциях фортепиано.
По сведениям, приведённым Р. Фриком, к 1844 г. фирма Érard выпустила около 25 тыс. музыкальных инструментов. Ею были построены фортепиано для Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, И. Н. Гуммеля, И. Мошелеса, Дж. Верди, Ф. Листа и других крупнейших музыкантов (см.: Frick. 1992. P. 13). «Согласно Ф.-Ж. Фетису, "фортепиано Эрар" стало таким же хорошо известным, "как паровой двигатель в наши дни"» (Frick. 1994. P. 39).
В 1851 г. фортепиано и арфа С. Эрара были представлены на первой Всемирной выставке, проводившейся в Лондоне. Г. Берлиоз как член жюри по оценке музыкальных инструментов оставил следующую характеристику в своём отчёте: «М[есье] Эрар улучшил и усовершенствовал механику фортепиано и представил арфу с педалями двойного действия, которые, хотя и не делают арфу инструментом хроматическим (каким он никогда и не будет [хроматическая арфа была создана в 1897. – Н. Ш.]), позволяют перестраивать её во все тональности и исполнять все аккорды. Нет необходимости в деталях описывать великолепные фортепиано Эрара: красоту звучания, надёжность конструкции и отзывчивость клавиатуры. Их распространённость во всех частях света, их предпочтение практически всеми великими виртуозами говорят сами за себя. Влияние этого гениального мастера, в особенности изобретённого им [механизма] двойной репетиции, на совершенствование фортепианного искусства настолько велико, что лучшими производителями фортепиано сегодня являются те, кто наиболее точно копируют систему Эрара» (Rapport sur les Instruments de Musique. Paris, [1851]).
По словам Р. Фрика, «успех фирмы Эрара основывался на трёх факторах: 1) постоянные изобретения; 2) прекрасно организованное производство: в каждом случае детали шли в производство сразу после их изобретения, и здесь Эрар демонстрирует силу своего гения: он сам конструировал рабочие инструменты, станки и образцы и обучал рабочих [для производства] каждой новой модели; 3) умелый маркетинг и торговая система, для которой он заручался поддержкой артистов и аристократов, в их числе – монархи по обе стороны пролива [Ла-Манш]: Мария Антуанетта, Наполеон и Георг IV. Несмотря на это парижское отделение фирмы, которое находилось под руководством <…> Жан-Батиста Эрара, в 1813 г. обанкротилось и было выкуплено Лондонским отделением» (Frick. 1994. P. 40–41).
После смерти С. Эрара фирма перешла к его племяннику Пьеру Эрару (1796–1855), продолжившему усовершенствование фортепиано и арф. Ему принадлежит ряд публикаций, в которых он описывает достижения дяди: «Арфа в её современном улучшенном виде в сравнении с первоначальной педальной арфой» (The harp in its present improved state compared with the original pedal harp. 1821), «Усовершенствования Эраром механизма фортепиано с момента появления этого инструмента до выставки в 1834 г.» («Perfectionnement apportés dans le mécanisme du piano par les Erard, depuis l’origine de cet instrument jusqu’ ̀а l’exposition de 1834». Paris, 1834).
Фирма Érard в дальнейшем существовала под разными названиями, в 1959 г. объединилась с фирмой Gaveau под названием Gaveau-Érard, в 1978 г. производство арф Эрара купил В. Сальви.
В 1992 г. во Франции создано Международное общество Эрара (основатель Р. Фрик).