Древний Рим. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Дре́внего Ри́ма. Современные представления о музыкальной культуре Древнего Рима основаны преимущественно на косвенных данных (памятники литературы, скульптура, мозаика, фрески, вазопись). Нотные памятники утрачены (в отличие от древнегреческих). Сведения о музыкальной науке черпаются из позднеантичных латинских источников: энциклопедии «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, музыкальных трактатов Августина и Боэция.
Музыкальную культуру римлян сформировали греческие, этрусские, фригийские, египетские, сирийские влияния. Музыка сопровождала празднества и обряды в честь Кибелы (в Риме культ установлен в 204 до н. э.), Диониса (культ распространился в Риме не позднее 2 в. н. э.), Исиды (культ распространился в Риме не позднее 2 в. до н. э., легитимизирован около 38 н. э.). Духовые инструменты широко использовались как военные сигнальные (трубы освящались в марте на особом празднике tubilustrium) и траурные церемониальные (латинское выражение «можешь посылать за духовиками» означало «готовься к похоронам»). Со 2-й половины 3 в. до н. э. «латинская» музыка (поначалу только греческих авторов) всё больше использовалась в театре, звучала во время гладиаторских боёв, на общественных празднествах, самые значительные из которых – Римские игры (ludi romani). Написанную Горацием специально для Вековых игр (ludi saeculares) «Вековую песнь» в 1 в. до н. э. исполнял хор из 27 девушек и 27 юношей (сохранилась мраморная табличка с этими данными). Те же влияния определяли музыкальный инструментарий. Популярная местная разновидность греческого авлоса – тибия. Кифара в Риме была инструментом профессионалов и обеспеченного класса; в отличие от греков, играли на ней не только мужчины, но и женщины, причём сидя.
Высокопоставленные любители музыки (вплоть до императоров Калигулы, Адриана, Коммода, Гелиогабала, Александра Севера) мечтали о славе профессиональных музыкантов – таких как жившие в Риме знаменитые греки-кифареды Терпн и Месомед, а император Нерон даже участвовал в публичных музыкальных состязаниях. Широкое распространение получил гидравлос, описанный в 1 в. до н. э. Витрувием (металлические части инструмента, датируемые 228 н. э., обнаружены на территории современного Будапешта, выставлены там же в Музее Аквинка). В быту у римлянок чрезвычайно популярной была арфа самбика. Специфически римские духовые инструменты из бронзы (восходят к этрускам): длинная натуральная труба (tuba), G-образный рог (корну), J-образный рог (литуус; образец длиной 1,4 м – в Григорианском этрусском музее Рима). В культовой, театральной и уличной музыке применялись волынка, тимпан, бронзовые кимвалы, кроталы, систр (экземпляры последних хорошо сохранились), деревянный идиофон («ножные кастаньеты») скабеллум (scabellum).
Наиболее значительный теоретический труд – «Основы музыки» Боэция, написанный на излёте античности (начало 6 в.), выдаёт приверженность автора 1000-летней греческой традиции (этос музыки; концепция гармонии сфер; категории музыкальной гармонии; монохорд; нотация, микроинтервалы и др.) и одновременно свидетельствует о её глубокой ассимиляции в латинской среде.