Африка. Народы
Наро́ды А́фрики, в Африке насчитывают от 500 до 7 тыс. народов. Такой разнобой объясняется неясностью разграничения народов и их подразделений. Вероятнее всего, число народов и крупных этнических общностей, объединяющих несколько близкородственных народов, колеблется от 1 до 2 тыс. Большинство народов Африки имеют численность по несколько тысяч или даже сотен человек и населяют 1–3 деревни. Почти 90 % населения континента составляют 150 народов численностью свыше 1 млн человек, из них 2/3 приходится на 40 народов численностью свыше 5 млн человек, в основном потомков создателей доколониальных цивилизаций и крупных этнополитических образований, способствовавших консолидации и ассимиляции соседей. 1/3 населения Тропической Африки представлена 9 крупнейшими народами численностью свыше 20 млн человек: хауса, фульбе, йоруба, игбо, оромо, амхара, сомали, руанда, малагасийцы. История и культура народов Африки, несмотря на их разнообразие, традиционно изучались как единое целое.
В культурно-этнографическом отношении территория Африки распадается на 2 историко-этнографические провинции – Североафриканскую и Тропическо-африканскую (Африка южнее Сахары).
Североафриканская провинция
Североафриканскую провинцию (Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара, большая часть Мавритании и Республики Судан, юго-восток Чада, север и северо-запад Мали и Нигера), иногда подразделяемую на Египетско-Суданскую и Магрибско-Мавританскую историко-этнографические области (ИЭО), населяют народы, говорящие на афразийских языках (арабы и берберы) и относящиеся преимущественно к южноевропеоидной (индо-средиземноморской) малой расе. На юго-востоке провинции живут народы, говорящие на языках нило-сахарской (нубийцы), нигеро-кордофанской (кордофанские народы) макросемей, и кушитоязычные беджа.
Подавляющее большинство населения Североафриканской провинции исповедует ислам суннитского направления, за исключением коптов – прямых потомков древних египтян, которые являются христианами-монофизитами. Основное занятие в Северной Африке – пашенное земледелие (в оазисах и долине Нила – поливное), садоводство и виноградарство, культивирование финиковой пальмы в оазисах, у части арабов (бедуинов), берберов и беджа, как правило, в горных и полупустынных районах – кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы). Одежда – длинные широкие рубахи (галабея) с круглым воротом, сужающиеся книзу штаны, безрукавки, куртки, кафтаны, распашные плащи с укороченными рукавами или без рукавов. Традиция кочевников сохранилась в обычае сидеть, есть и спать на полу. Основная пища – каши, лепёшки, кислое молоко, кускус, мясо, жаренное на вертеле, в виде фарша, рыба, пирожки, бобовые, подливы, острые соусы, оливковое масло, сухофрукты и блюда на их основе, чай, кофе. Жилище земледельцев: глинобитные или саманные постройки с плоской крышей, часто с террасами, с выходом на внутренний двор, на улицу усадьба обращена глухой стеной; жилище кочевников – разборные каркасные шатры и палатки, крытые кожей, шкурами или грубой тканью. В странах Магриба распространён мавританский стиль городской архитектуры.
Тропическо-африканская провинция
Общая характеристика
Большинство коренного населения Тропической Африки относится к большой негроидной расе, которая представлена негрской, центральноафриканской, или негрилльской (пигмеи), и южноафриканской (кой-коин, сан) малыми расами. В зонах контактов с европеоидами Северной Африки и Аравии сформировалось два переходных антропологических типа – фульбский (фульбе) и эфиопская (эфиопоидная) малая раса. К особому смешанному расовому типу, сочетающему черты негроидов и монголоидов, а также южных европеоидов, относится коренное население Мадагаскара (малагасийцы) – потомки австронезийцев, переселившихся с островов Индонезийского архипелага.
В Тропической Африке 3/4 населения говорит на нигеро-кордофанских языках, среди них особое место занимает подгруппа языков банту бантоидной группы бенуэ-конголезской семьи, на языках которой говорит большинство населения Экваториальной, Восточной и Южной Африки. К крупнейшим бантуязычным народам (численность свыше 3 млн человек) относятся руанда, рунди, макуа, конго, шона, малави, зулу, коса, луба, тсонга, сукума, кикуйю, тсвана, суто, лухья (луйя), овимбунду, ганда, педи, фанг, бемба, суахили. На других бантоидных языках говорят тив, бамилеке, бамум, тикар, экои. К нигеро-кордофанским относятся и языки крупнейших народов Западной и Экваториальной Африки: на бенуэ-конголезских языках говорят йоруба, игбо, бини, нупе, гбари, игала, идома (западная подсемья), ибибио, эфик, камбари, катаб, джукун (восточная подсемья); на языках семьи ква – народы акан, эве, фон, га, лагунные народы; семьи гур – моси, дагомба, мампруси, груси, гурма, лоби, куланго, кабре, барба; семьи манде – сонинке, бозо, народы группы манден (бамбара, малинке, мандинка, дьюла и др.), менде, сусу, ваи; на атлантических языках – фульбе, волоф, серер, диола, темне; на адамава-убангийских языках – мумуйе, чамба, занде, банда, нгбанди, гбайя; на кордофанских языках – кордофанские народы; языки иджо, догонов и сенуфо выделяются в отдельные семьи в рамках нигеро-кордофанской макросемьи, равно как и языки кру, на которых говорят бете, бакве, басса, гребо и др.
Почти 15 % населения Тропической Африки, прежде всего в Эфиопии и на Африканском Роге, в Центральном и Восточном Судане, говорят на афразийских языках. Это эфиосемитские народы (амхара, тигре, тиграи, гураге, харари и др.), кушиты (оромо, сомалийцы, сидамо, агау, афар, ираку и др.), народы, говорящие на языках омотской (омето, гимирра и др.) и чадской (хауса и близкие к ним по языку народы Нигерии, Камеруна и Чада: бура, ангас, анкве, сура, баде, болева, мандара, котоко, матакам, марги, муби, сомрай, карекаре, музгу, маса, марба и др.) семей.
Около 6 % жителей Тропической Африки, в основном в Центральном и Восточном Судане, Межозерье и Восточной Африке, говорят на нило-сахарских языках, среди них – сонгай, канури, канембу, загава, тубу, маба, фур, сара, багирми, мурле, народы мору-мангбету, нилоты (нуэр, динка, шиллук, бари, карамоджонг, луо, масаи, календжин и др.), а также берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго.
Кой-коин (готтентоты) и сан (бушмены) в Южной Африке, сандаве и хадза в Восточной Африке – остатки древнего субстратного населения – говорят на койсанских языках.
Значительную часть населения Африки составляют представители европейских народов (англичане, немцы, голландцы, фламандцы, французы, португальцы, испанцы, итальянцы, греки, армяне, поляки и др.) и выходцы из Южной Азии, говорящие на индоевропейских языках. В Южной Африке есть представители и дравидоязычных народов Южной Индии. В колониальную эпоху на прежде не заселённых островах Индийского и Атлантического океанов на основе смешения африканского и европейского населения сформировались креольские народы, говорящие на креольских языках: маврикийцы, реюньонцы, сейшельцы, кабовердцы, гвинейцы, сантомийцы, аннобонцы, фернандино, криолы (креолы Сьерра-Леоне), либерийцы и др. В ЮАР сформировались два народа, говорящие на индоевропейских языках – английском (южноафриканцы) и африкаанс (африканеры).
Большинство народов Тропической Африки – приверженцы традиционных верований, около 30 % – мусульмане-сунниты, около 25 % – христиане различных деноминаций. Есть также последователи афрохристианских культов (кимбангизм и матсванизм в Экваториальной Африке, харризм на Гвинейском побережье и др.).
Тропическо-африканская провинция включает 6 историко-этнографических областей (ИЭО): Западноафриканскую, или Западносуданскую, Экваториальную (Западную Тропическую), Южноафриканскую, Восточноафриканскую, Северо-Восточноафриканскую, Мадагаскарскую островную.
Западноафриканская историко-этнографическая область
Самой крупной и сложной по составу является Западноафриканская ИЭО, распадающаяся на 3 подобласти. Атлантическая подобласть включает северную, западную и центральную часть Сенегала, южные присенегальские районы Мавритании, запад Гамбии, северные и западные районы Гвинеи, центральные и западные (с о-вами Бижагош) районы Гвинеи-Бисау, северо-западные и приатлантические (с о. Шербро и др.) районы Сьерра-Леоне, северо-западные районы Либерии, Кабо-Верде; Суданская подобласть – южный и восточный Сенегал, восточную Гамбию, северную и восточную Гвинею-Бисау, центральную и восточную Гвинею, центральную, северную и восточную часть Сьерра-Леоне, северо-восточную Либерию, Мали (кроме северной части), южные прималийские районы Мавритании, Буркина-Фасо, север Кот-д’Ивуара, Ганы, Того, Бенина, Нигерии и Камеруна, большую часть территории Нигера и Чада (кроме южных и юго-восточных районов); Гвинейская подобласть охватывает центральные и южные районы Кот-д’Ивуара, Ганы, Того, Бенина и Нигерии.
Большинство народов Суданской подобласти говорит на нигеро-кордофанских языках: здесь обитают практически все народы, говорящие на языках манде, гур, догон, сенуфо, а также крупнейший народ, говорящий на языке атлантической семьи (фульбе), и говорящие на адамава-убангийских языках мумуйе, чамба и др. На чадских языках говорят прежде всего хауса, на нило-сахарских – сонгай, канури, тубу, загава, маба, фур, сара, багирми и др. Все народы Гвинейской подобласти говорят на нигеро-кордофанских языках: на бенуэ-конголезских (йоруба, игбо, бини, нупе, гбари, игала и идома, ибибио, эфик, камбари, катаб, биром и джукун), в том числе бантоидных (тив, экои), и на языках семей иджо, ква и кру. Почти все народы Атлантической подобласти говорят на атлантических языках, остальные – на языках манде (сусу, мандинка, малинке, менде, ваи и др.) и креольских языках на английской (криолы Сьерра-Леоне и либерийцы) и португальской (кабовердцы и гвинейцы) основе.
В Западной Африке не случайно возникали очаги цивилизаций: природные условия (достаточное количество осадков) здесь наиболее пригодны для земледелия (в основном ручного, в Гвинейской подобласти – переложного и подсечно-огневого). В Западном и Центральном Судане возделывают зерновые (т. н. зерновой, или прососорговый, пояс: просо и его разновидность – фонио, сорго, рис), в зоне тропических лесов Гвинейского побережья – корне- и клубнеплоды (т. н. пояс ямса: ямс, маниок и др.), а также масличную пальму, в Атлантической подобласти – как зерновые, так и корнеплоды. В Суданской подобласти разводят крупный и мелкий рогатый скот. Важнейшее значение имели месторождения золота и отсутствие соли, побуждавшие народы Западной Африки торговать с богатой солью Сахарой.
Города Западной Африки возникали как торгово-ремесленные центры (Кано, Дженне, Томбукту), резиденции правителей (Уагадугу, Кумаси), сакральные центры (Ифе) или совмещали эти функции (Сокото, Бенин, Ойо). Сельские поселения разбросанного типа, иногда – хуторского (в саванне), в Гвинейской подобласти – уличного. Жилище – однокамерное, круглое, квадратное или прямоугольное в плане. Строительным материалом в сахеле служат глина, камень, кустарник, трава, в саванне – дерево, ветки, солома, в лесах – пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых; повсеместно при постройке жилищ используются кожи, шкуры, ткани, циновки, навоз, ил. Сложился так называемый суданский стиль архитектуры – из сырцового кирпича банко (буквально – сырая глина), часто облицованного сланцем, или из камней на глиняном растворе; характерны расчленение фасадов пилястрами, глухие массивные конические или в форме усечённой пирамиды башни и минареты, пронизанные торчащими наружу балками перекрытий.
В Суданской подобласти сложился единый тип мужского костюма, восходящий к одежде исламских учителей-марабутов: бубу (длинная широкая рубаха, как правило, традиционно голубого или белого цвета, часто с вышивкой у ворота и на нагрудном кармане), широкие шаровары с манжетами внизу, шапочка, сандалии. Для Гвинейской подобласти характерна несшитая одежда – как плечевая (кенте у акан), так и поясная (типа юбок).
Основная пища народов Западной Африки растительная – каши (в том числе крутые каши фуфу с различными соусами), похлёбки, рыба, пальмовое вино, просяное пиво.
Выделяется матрилинейность счёта родства у акан, у них и других народов Гвинейского побережья – специфическое имянаречение, когда одно из имён соответствует дню недели, в который человек родился. Широко распространены тайные союзы, социальные институты типа каст. Была распространена слоговая письменность, созданная ваи и заимствованная их соседями (менде, кпелле, лоома, басса и др.). Тональность многих языков Западной Африки позволяет передавать информацию с помощью «говорящих» барабанов.
Этнокультурная ситуация в Западной Африке сильно изменилась в связи с миграциями фульбе, предки которых сформировались на территории Сахары до её высыхания. В 10–11 вв. фульбе обосновались в долине Сенегала и области Фута-Торо, в 11–19 вв. расселились по всей Западной Африке.
Экваториальная историко-этнографическая область
Экваториальная ИЭО (центральные и южные районы Камеруна, юг Чада, ЦАР, Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, большая часть Демократической Республики Конго, Анголы и Замбии) представлена прежде всего бантуязычными народами: дуала, фанг, буби (фернандцы), мпонгве, теке, мбоси, нгала, комо, монго, тетела, куба, конго, амбунду, овимбунду, чокве, луэна, лози, тонга, бемба, луба и др. На других бантоидных языках говорят бамилеке, бамум, тикар, на адамава-убангийских – занде, банда, нгбанди и гбайя, на центральносуданских – народы мору-мангбету. Пигмеи говорят на языках своих соседей, т. е. всех перечисленных семей, но в основном на языках банту. Сантомийцы и аннобонцы – креолы с языками на основе португальского и языков банту, фернандино – креолы с языком на основе английского и йоруба.
Материальная культура характерна для зоны тропических лесов и близка к культуре Гвинейской подобласти Западноафриканской ИЭО. В Экваториальной Африке отсутствует скотоводство (из-за распространения мухи цеце). Выделяется культура пигмеев, сохраняющих образ жизни, основанный на подвижных охоте и собирательстве.
Южноафриканская историко-этнографическая область
Южноафриканская ИЭО (Южная Ангола, Намибия, ЮАР, Эсватини, Лесото, Ботсвана, Зимбабве, южный и центральный Мозамбик) населена бантуязычными народами коса, зулу, свази, ндебеле и матабеле (группа нгуни), суто, тсвана, педи, тсонга, венда, шона, гереро, овамбо и другими, а также народами, говорящими на койсанских языках (кой-коин, сан и др.). Африканеры и «цветные» (дети от смешанных браков) в ЮАР говорят на африкаанс, южноафриканцы – на местном варианте английского языка. Выходцы из Европы и Южной Азии (хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы и др.) говорят на индоевропейских языках, часть индийцев (тамилы, телугу и др.) – на дравидийских языках.
На территории Южной Африки постоянно происходили миграционные процессы, начиная с переселения из Восточной Африки бантуязычных народов во 2-й половине 1-го тыс. н. э., оттеснивших койсанские народы в менее благоприятные районы (пустыни Калахари и Намиб). В 1-й половине 19 в. часть народов нгуни переселилась на север современной ЮАР (ндебеле), на территорию современного Зимбабве (матабеле) и на юг Танзании (нгони). Наконец, последней крупной миграцией был «Великий трек» – переселение африканеров в середине 19 в. из Капской колонии, захваченной англичанами, на северо-восток, за реки Оранжевая и Вааль (создание бурских республик – Оранжевого свободного государства и Трансвааль).
Традиционные занятия бантуязычных народов – ручное подсечно-огневое земледелие (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Кой-коин занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), за исключением тоннар в районе Китовой бухты (Намибия), до недавнего времени занимавшихся морским зверобойным промыслом; сан – подвижные охотники и собиратели. Традиционная пища земледельцев и скотоводов – похлёбки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; основной напиток – просяное пиво. Традиционное поселение – кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль). В отличие от большинства африканских народов, имеющих открытый очаг (как правило, вне жилища, во дворе), у горных жителей тсвана и суто распространены глинобитные печи. Традиционная одежда – несшитая (набедренная повязка и передник, кожаный каросс – плащ).
Восточноафриканская историко-этнографическая область
Восточноафриканская ИЭО (север Мозамбика, Малави, Коморские о-ва, северо-восток и восток Замбии, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, восток и северо-восток Демократической Республики Конго, большая часть Кении, Южный Судан, юг и восток Судана, запад Эфиопии) имеет в своём составе Прибрежную (побережье Индийского океана – от Сомали до восточного Мозамбика) и Межозерную (Руанда, Бурунди, восток и северо-восток Демократической Республики Конго, запад и юг Уганды, северо-запад Танзании) подобласти.
Основная часть Восточноафриканской ИЭО населяют бантуязычные народы [кикуйю, камба, бемба, меру, лухья (луйя), джагга (чагга), ньямвези, сукума, шамбала, зарамо, гого, хехе, бена, кинга, фипа, яо, малави, макуа, маконде, нгони и др.] и практически все нилоты, а также говорящие на нило-сахарских языках берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго. Кушитоязычные эфиопоиды ираку, горова, бурунги и дахало вместе с койсаноязычными представителями южноафриканской расы сандаве и хадза – остатки древнего субстратного населения, вытесненного носителями языков банту на север и юг в начале 1-го тыс. н. э. Межозерье населяют бантуязычные руанда, рунди, ганда, сога, ньоро, ньянколе, торо, ха и другие, а также пигмеи (тва), Прибрежную подобласть – суахили, суахилиязычные коморцы и миджикенда.
Большинство населения Восточной Африки занимается ручным земледелием (бантуязычные народы) или отгонным скотоводством (нилотские народы). Социальная организация нилотов и части бантуязычных народов основана на системе возрастных классов.
Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в 7–10 вв. в результате контактов носителей мусульманской культуры – выходцев из Азии (Аравия, Йемен, Оман, Персия, Индия) – с бантуязычными аборигенами. Возникшая на основе посреднической трансокеанской торговли с Ближним Востоком суахилийская цивилизация достигла наивысшего расцвета в 14 в. Суахилийцы занимались ловлей рыбы и морских животных, добычей жемчуга и связанными с этим мореходством и судостроением. Они обладали значительными познаниями в астрономии и навигации, освоили строительство домов из камня и коралловых плит. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и кисуахили, который стал основным языком-посредником в межэтнических контактах местного населения; в настоящее время – это государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Демократической Республики Конго, Мозамбика, а также рабочий язык ООН.
Межозерье – один из очагов самобытной африканской государственности, сформировавшийся в условиях практически полной изоляции и не испытывавший до середины 19 в. никаких воздействий со стороны развитых цивилизаций. Большинство этнополитических общностей Межозерья состояло из трёх эндогамных общностей, говоривших на одном языке, но отличавшихся друг от друга антропологическим обликом и преимущественной сферой деятельности, причём каждая из них имела разный социальный статус. Самый высокий статус имели тутси (в Руанде и Бурунди), или хима (у этносов южной Уганды), – скотоводческая аристократия, владевшая большими стадами и лучшими землями и имевшая более или менее выраженный эфиопоидный внешний облик, а также очень высокий рост: это самые высокорослые и самые худые люди на земле. На следующей ступени стояли земледельцы хуту, или иру, – типичные негроиды, находившиеся в зависимости от тутси/хима и арендовавшие у них скот и землю. Самую низкую ступень этой иерархии занимали пигмеи тва – охотники, гончары, а также слуги (как у тутси/хима, так и у хуту/иру). Эта статусная этнорасовая система возникла в 15 в., когда бантуязычные негроиды (предки хуту/иру) подверглись нашествию скотоводов – нилотов или кушитов, а может быть, и тех и других. Переняв язык и культуру земледельцев-банту, пришельцы сохранили ряд связанных со скотоводством черт культуры, общих со скотоводами Африканского Рога. В итоге тутси, хуту и тва из этнорасовых превратились в этносоциальные (фактически этнокастовые) общности; наиболее чётко эта система действовала в Руанде, Бурунди и Нкоре, где священные цари мвами всегда были из тутси/хима, а правящая верхушка состояла исключительно из скотоводческой аристократии.
Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей большого объёма работ по расчистке земель, содействовало сравнительно лёгкому получению избыточного продукта и оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало чисто женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего – войной и посреднической торговлей.
Северо-Восточноафриканская историко-этнографическая область
Народы Северо-Восточноафриканской ИЭО (большая часть Эфиопии, Эритрея, Джибути, Сомали, северо-восточная и восточная Кения) говорят в основном на эфиосемитских (амхара, тигре, тиграи, гураге, харари и др.), кушитских (оромо, сомалийцы, сидамо, агау, афар, консо и др.) и омотских (омето, гимирра и др.) языках афразийской макросемьи.
С аксумских времён в Эфиопии распространилось пашенное террасное земледелие, сочетавшееся с пастбищным и отгонным скотоводством. Земля обрабатывается примитивным плугом (марэша), в который впрягаются волы. Аксумиты впервые стали возделывать злаковые и бобовые культуры, которые не встречаются в Тропической Африке за пределами Эфиопии: чисто эфиопскую культуру тэфф (разновидность проса), дурру (разновидность сорго), дагуссу, нут, чину. Эфиопское нагорье также родина некоторых видов пшеницы и кофе. Поселения разбросанного и уличного типов, традиционное жилище – круглая бревенчатая хижина с обмазанными глиной или навозом стенами и с конусообразной кровлей (тукуль), каменная прямоугольная постройка с плоской крышей (хыдмо). Одежда – туникообразная рубаха с широким поясом и плащом у мужчин, покрывалом (шамма) у женщин, штаны (сури).
Почти 15 столетий Эфиопия была единственным христианским государством Тропической Африки. С 1-го тыс. до н. э. здесь применяется эфиопское письмо, с 4 в. н. э. – коптский календарь.
Оромо, сомалийцы, тигре, афар и другие – мусульмане-сунниты. Занимаются кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды, лошади, мелкий рогатый скот). У оромо зафиксирована возрастная организация «гада».
Часть агау (фалаша и кемант) исповедует иудаизм («эфиопские», или «чёрные», евреи).
Мадагаскарская островная историко-этнографическая область
Мадагаскарская островная ИЭО (Мадагаскар, Сейшельские о-ва, Маврикий, Реюньон) населена малагасийцами (Мадагаскар) и креолами (маврикийцы, реюньонцы, сейшельцы), а также выходцами из Южной Азии, говорящими на индоарийских и дравидийских языках. Есть небольшие группы китайцев, малайцев и арабов.
Материальная культура малагасийцев сохранила много элементов юго-восточноазиатского происхождения (стрелометательная трубка, парусная долблёная лодка с балансиром, технология рисосеяния, шелководство, несшитая шёлковая одежда-ламба типа саронга и др.). Преобладает пашенное (плужное) земледелие в сочетании с пастбищным и отгонным скотоводством. Культура креольских народов представляет собой синтез французской, африканской и индийской (особенно на о. Маврикий) традиций.