Руанда (народ)
Руа́нда (rwanda; самоназвание – баньяруанда, banyarwanda), народ группы банту, основное население Руанды. Численность около 13 млн человек (2022, оценка), из них 11,3 млн составляют хуту, около 1,4 млн – тутси и свыше 250 тыс. – пигмеи-тва. Живут также на востоке Демократической Республики Конго (ДРК; около 1 млн человек, из них около 0,5 млн – хуту, не менее 50 тыс. – тва), в Танзании (около 160 тыс. человек, из них свыше 100 тыс. – тутси, 56 тыс. – хуту), Уганде (1,64 млн человек, из них 1,16 млн – хуту, 475 тыс. – тутси, 4,5 тыс. – тва), Бурунди (37,1 тыс. человек, из них 36 тыс. – тва, 1,1 тыс. – хуту), Кении (8,5 тыс. человек, только хуту) и свыше 15 тыс. руанда-хуту в странах Европы (Бельгия, Нидерланды и др.) и Северной Америки. Общая численность около 15,8 млн человек, из них хуту – свыше 13 млн, тутси – 2,4 млн, тва (батва) – более 340 тыс. Язык руанда (киньяруанда, руньяруанда) относится к группе руанда-рунди (J/D60) языков банту. Письменность с начала 20 в. на основе латинской графики. Распространены также французский, английский языки и суахили. В основном христиане (католики и протестанты: англикане, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.); есть также мусульмане-сунниты.
Традиционная культура типична для Межозерья в Восточной Африке. По происхождению и языку близки к рунди. Этническая общность руанда складывалась с 15 в. в рамках раннеполитического образования Руанда, в котором аристократическую верхушку составляли скотоводы-тутси (от 9 до 14 % руанда), им подчинялись земледельцы-хуту и охотники-тва (около 1 %). Браки между этими статусными группами исключались, хотя тутси брали себе из среды хуту вторых и последующих жён. Основа традиционной социальной организации – большесемейные общины (инцу) и патрилинейные кланы, включавшие и тутси, и хуту. Распространены полигиния, левират, брачный выкуп или отработка за невесту, обычаи подшучивания. Поселения компактные, располагаются на холмах, включают до 20–60 домохозяйств. Домохозяйство состоит из нескольких жилых хижин, хозяйственных построек, хижин-реликвариев (вместилищ духов предков). Основное традиционное занятие – ручное земледелие (кукуруза, сорго, плантен, бобовые, овощи). Традиционные ремёсла: плетение, резьба по дереву, гончарство, художественная обработка металла и ювелирное дело. Традиционная одежда у мужчин из козьей, у женщин – из коровьей кожи, у знатных тутси – из материала типа тапы из луба фикусовых (мбугу) или из тканей, покупаемых у арабов Восточноафриканского побережья. Мужчины хуту и замужние женщины тутси и хуту брили голову наголо, мужчины тутси и девушки носили сложные причёски (амасунзу) – выбривали голову, оставляя фигурные гребни. Сохраняются вера в души людей и животных (имана), духов предков и природы (абазиму), культ духов предков правителя-мвами, культурного героя Рьянгомбе и женского предка Ньябииньи. Возобновляется традиция праздника урожая Умуганура. Распространены мифы, легенды, исторические предания и поговорки (имугани), династическая поэзия (игисиго), из танцев – женский умушагириро, мужской воинский инторе. С 1998 г. в Руанде ежегодно (с 2002 – каждые 2 года) проводится Панафриканский танцевальный фестиваль. Из музыкальных инструментов особое значение имел барабан (ингома); барабанщики занимали высокое положение при дворе правителей-мвами. Руандийские традиции продолжаются в современной популярной музыкальной культуре (Атаназе Сенторе, Жан-Поль Сампуту, группа «Индахемука»). Внутренние стены домов расписываются геометрическими фигурами и аппликациями (имигонго).
В колониальный период и после получения независимости Руанды социальная структура руанда претерпела изменения. Обедневшие и лишившиеся своих стад тутси переходили к земледелию, утрачивали привилегированное положение. Хуту, занятые в производстве экспортных культур (бананы, кофе, чай, табак), стали участвовать в торговле, пополнили ряды чиновничества. Конфликты между тутси и хуту 1950–1990-х гг. вызвали массовую эмиграцию руанда в соседние страны. В 1994 г. Руанду покинули свыше 2 млн человек, в основном хуту (так, 28–29 апреля 1994 около 250 тыс. человек бежали по мосту через реку Кагера в Танзанию). К 1996 г. в Заире (ныне ДРК) насчитывалось свыше 1 млн беженцев-руанда (главным образом в районе озера Киву), в Танзании – 0,6 млн, в Бурунди – 150 тыс. Лагеря беженцев стали причиной тяжёлых гуманитарных и военно-политических проблем. Лагеря хуту на востоке Заира стали опорой для боевиков хуту (интерахамве), столкновения между которыми и ранее проживавшими здесь руанда (баньямуленге, главным образом тутси), поддержанными руандийским правительством, вызвали 1-ю конголезскую войну (1996–1997), приведшую к массовым жертвам среди беженцев хуту; из них около 600 тыс. человек бежало обратно в Руанду. Кроме того, в Руанду переселилось около 150 тыс. тутси, живших в Заире с 1959 г. В конце 1996 г. ликвидацию лагерей и насильственное переселение беженцев (около 500 тыс. человек) в Руанду предприняли правительства Бурунди и Танзании. С 2001 по 2012 гг. в стране работали традиционные трибуналы гачача, расследовавшие преступления предшествующих лет. Современная политика Руанды основана на представлении о национальном единстве руанда и направлена на преодоление традиционного статусного разделения.