Тив (народ)
Тив (tiv; тиви; на языке хауса – мунши, мунчи, мбитши), народ на юго-востоке Нигерии. Живут по средней Бенуэ и в бассейне реки Кацина-Ала (восток штата Бенуэ, запад штата Тараба, юго-восток штата Насарава, юг штата Плато и север штата Кросс-Ривер, а также восток федеральной столичной территории и Абуджа). Делятся на собственно тив, ийон, угбе, утанге (утанга, отанк) и ундир (ндир). Численность 4,63 млн человек (2022, оценка). Живут также на юго-западе Камеруна (2 тыс. человек; департамент Манью на севере Юго-Западного региона). Проживают также в Экваториальной Гвинее, Гане, Сьерра-Леоне, США, Великобритании и других странах Европы. Общая численность не менее 4,7 млн человек. Язык тив, распространён также язык хауса. В основном христиане (католики, англикане, пресвитериане, методисты), часть – мусульмане-сунниты, приверженцы афрохристианских культов и традиционных верований.
Согласно одной версии, предки тив пришли с юго-востока в начале 19 в., по другой – с севера под натиском фульбе. Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки. Занимаются ручным земледелием (ямс, маниок, сорго, рис, хлопок), охотой и рыболовством, из ремёсел – ткачеством, гончарством, кузнечеством, плетением. Развито отходничество. Поселение разбросанное, жилище круглое глинобитное с соломенной крышей. Одежда – кусок ткани, обёрнутый вокруг талии и доходящий до колен, с чёрными и белыми полосами (типа «зебра»); мужчины носят тюрбан. Основу традиционной социальной организации составляют большесемейные общины (тар), возрастные группы (куав), тайные общества (мбатсав), общества взаимопомощи (адаши, динна). Счёт родства патрилатеральный. Система терминов родства бифуркативного типа. Распространены левират, умыкание, выплата брачного выкупа. Общинами управляют старейшины и бигмены. Практиковались мужское обрезание, татуировка и скарификация, выбивание и подпиливание зубов. Традиционные верования – культ предков, вера в магическую силу (тсав), человеческую тень-двойника (джиджинги), фетишизм (акомбо). Распространены космогонические и этногенетические мифы.
В 1949–1953 гг. среди тив несколько полевых сезонов провели Пол Бьюкенен и его супруга Лаура. На основании полевых наблюдений ими были разработаны такие идеи, как автономное существование рыночной и дарообменной экономики, различные формы экономических практик, зависящих от ранга человека, несопоставимость местных правовых норм с европейским правом, а также выявлены особенности убийств и самоубийств.