Копты
Ко́пты, этноконфессиональная группа арабоязычных египетских христиан, потомков населения Древнего Египта. По наиболее распространённой версии, термин «копты» происходит от греческого названия Египта и его обитателей – Αἴγυπτος, Αἰγύπτιοι (Aigyptos, Aigyptioi). В первые века арабского владычества (т. е. со 2-й половины 7 в.) в официальной документации произошло усечение начальных и конечных звуков этого слова, трансформировавшегося в «кпт», «копт», в арабском произношении «кыбт» (قبط). Впоследствии это наименование перешло из письменной документации в устную речь.
Несмотря на то что копты генетически являются прямыми потомками египтян фараоновской эпохи, в первые века нашей эры в их среде произошла радикальная смена идентичности, утрата исторической памяти и древнеегипетской культурной традиции. Для Египта эллинистического и римского времени была характерна сегрегация между греческими и еврейскими переселенцами – привилегированными жителями городов – и коренным населением страны, преимущественно сельским. Единственная автохтонная элитарная социальная группа, жречество, выступавшая хранителем древнеегипетской религии и письменности, при римском владычестве быстро утратила храмовые земли, свои основные источники дохода. Нарастал кризис традиционной культуры: демотическая письменность – наследница древнеегипетской иероглифики – использовалась лишь в узких кругах храмовых служителей и почти вышла из употребления в 1–2 вв. Практически единственным письменным языком в Египте долгие века оставался греческий. В римскую эпоху в жреческой среде пробовали писать на египетском языке греческими буквами (т. н. старокоптские тексты). Эти записи носили чисто религиозный характер и имели целью сохранить от забвения угасающие сакральные знания. Однако это не предотвратило быстрый упадок древнеегипетских культов во 2-й половине 3 в., на фоне социально-политического кризиса в Римской империи и прекращения императорской поддержки храмов. Угасание языческих храмовых структур привело к кризису идентичности в египетской деревне, не имевшей других форм духовного самовыражения, кроме религиозных обрядов. Храмовый культ как организующий принцип общества был утрачен, что создало духовный вакуум, заполненный христианством.
Египетское христианство, изначально распространявшееся в городской среде Александрии, в 3 в. вышло за пределы столичного мегаполиса и стало проникать в глубинные районы страны. Особенно быстро этот процесс шёл в последней трети 3 в., когда римские власти не практиковали преследований христиан. К этому времени относится возникновение коптской письменности и перевод на язык коренных египтян базовых христианских текстов и обширной апокрифической литературы (не только «ортодоксальных», но и гностических и манихейских сочинений).
Коптское письмо было создано на основе греческого алфавита с добавлением нескольких букв (предположительно, заимствованных из демотической письменности) для обозначения звуков египетского языка, отсутствующих в греческом. Время и обстоятельства появления коптского письма остаются неясными, однако очевидно, что оно быстро распространилось в среде египетских христиан. Коптский язык представлял собой упрощённый вариант древнеегипетского (1/5–1/7 лексики языка фараоновской эпохи) с огромной долей греческих заимствований (до 20 %). Характерно, что старокоптские тексты предшествующей эпохи принципиально избегали употребления греческих слов. Считается, что язык коптской литературы был близок к реальному разговорному языку египтян и доля в нем греческих слов отражает многовековой процесс культурного взаимодействия двух народов. По состоянию на 5 в. в коптском языке существовало 6 диалектов, к 6 в. их число сократилось до трёх: файюмского, бохайрского и саидского (который оставался стандартным литературным языком до 1000 г., а потом уступил место бохайрскому).
До эпохи Константина Ι Великого коптское письмо использовалось очень ограниченно, только для перевода сакральных текстов. С 330-х гг. сфера его употребления резко расширяется, на нём появляется обширная религиозная литература, а также тексты светского характера. В 6 в. коптская письменность вошла в употребление в официальных правовых документах.
Христианизация коренных египтян и возникновение соответствующей субкультуры, основанной на коптской письменности, привели к сложению средневекового коптского этноса, утратившего культурное преемство с египтянами фараоновской эпохи. В то же время отождествление в современной науке «коптов» с автохтонными египетскими христианами заслоняет тот факт, что христианство стало религией большинства египтян не ранее 1-й половины 5 в. При этом язычники и христиане долины Нила 3–5 вв. представляли собой социально однородную массу, имевшую немало общих культурно-бытовых традиций.
Численность жителей позднеантичного Египта, по оценкам историков, колебалась в диапазоне 4–6 млн человек, снизившись к началу 7 в. до 3 млн из-за «Юстиниановой чумы»; в населении страны копты составляли подавляющее большинство.
Важнейшим вкладом коптов в культурное наследие христианского мира стал институт монашества; монашеское движение зародилось в конце 3 в. именно в долине Нила и несколько поколений оставалось по преимуществу египетским феноменом. Духовные практики и организационные модели египетских пустынников и насельников киновиальных обителей послужили образцом для монашеских сообществ во всем христианском мире. Именно в монастырях и обителях отшельников наиболее динамично развивалась коптская письменность и литература. Такие деятели монашеского движения 3–5 вв., как Антоний Великий, Пахомий, Шенуте Великий, стали базовыми фигурами коптской идентичности.
Большую роль в становлении религиозного самосознания коптов сыграла эпоха Вселенских соборов и сопровождавших их церковных расколов 5–6 вв. В Александрийской церкви возобладало монофизитское вероучение, представление о единой природе Христа, где человеческое начало растворяется в Его Божественной сущности. Эта доктрина была осуждена на Халкидонском соборе 451 г., однако большинство населения Египта продолжало её поддерживать. После долгой череды конфликтов и компромиссов с имперскими властями египетские монофизиты во 2-й половине 6 в. создали особую Коптскую церковь, существовавшую параллельно с официальной православной (мелькитской). Учёные 19–20 вв. и позднейшие коптские националисты трактовали монофизитство как идейное знамя сепаратизма восточных провинций Византийской империи, отторжение коптским и сирийским Востоком греческой ортодоксии и власти Константинополя. Однако распространённое в науке противопоставление городского грекоязычного халкидонитского (православного) населения византийского Египта сельскому, коптскому, преимущественно монофизитскому, чрезмерно упрощает этнокультурную картину эпохи. Первые лидеры монофизитской партии были греками, а среди египетских халкидонитов встречалось немало коренных жителей страны. Тем не менее этноним «копты» не применялся в отношении мелькитов Александрийской православной церкви, даже тех из них, кто был местного происхождения.
Арабское завоевание Египта в 640–642 гг. привело к массовому исходу из страны мелькитского населения и подъему Коптской церкви, для которой открылись возможности укрепления своего положения во всех сферах – от экономической до духовной. Коптский патриарх стал предстоятелем христианского населения Египта перед мусульманскими властями. 7–8 вв. считаются высшей точкой развития коптской культуры. Во 2-й половине 7 в. Египет переживал демографический и экономический подъем. Арабы были незначительным меньшинством в стране, на местах власть оставалась в руках христианских региональных элит, административная документация велась преимущественно на греческом и коптском языках.
Однако по мере укрепления арабо-мусульманской государственности усиливалось бремя налогов и контроль над населением. С началом 8 в. в сельской местности появляются заметные группы мусульманских переселенцев. На протяжении столетия, с 720-х по 830-е гг., коптские крестьяне неоднократно поднимали восстания против налогового гнёта, особенно в северных болотистых районах нильской дельты, где можно было вести эффективную партизанскую войну. Церковные иерархи и светская элита коптов (архонты) были настроены конформистски по отношению к мусульманским властям и не пытались возглавить эти восстания, которые в большинстве случаев терпели поражения.
С начала 9 в. в коптской среде нарастает кризис идентичности, исламизация, наблюдается упадок церковной экономики и монашеского движения. Происходило смещение власти в общине от патриархов к светским лидерам, связанным с мусульманской администрацией. По данным археологии, с начала 8 по начало 9 вв. в сельской местности исчезло множество малых церквей, посвящённых локальным коптским святым. На смену им пришли более крупные, но малочисленные церкви, связанные с ключевыми фигурами христианского культа. Разрушение церквей и сокращение числа священников свидетельствует о распаде старых сельских сообществ. Ориентировочно к 900 г. мусульмане стали большинством населения Египта. Хотя бо́льшая часть современных египетских мусульман являются потомками исламизированных христиан-коптов, наименование «копты» на мусульманское население не распространялось.
В правление династии Фатимидов (969–1171) копты пережили новый подъём. Несмотря на периодические гонения (особенно в правление халифа аль-Хакима в 996–1021), египетские христиане занимали видные позиции в государственном аппарате, строились новые церкви, развивалась христианская культура. Копты ещё составляли значительную часть населения Египта, а в отдельных местностях (некоторые аграрные районы, центры текстильного производства в дельте, города Верхнего Египта) – даже большинство. Процесс исламизации, активно шедший в Египте в 9 в., при Фатимидах практически остановился. Население Египта в 10 – середине 14 вв. оценивается в 4–5 млн; копты составляли около половины от этого количества.
Фатимидская эпоха стала временем важнейшего культурно-лингвистического сдвига в коптской среде – массового перехода коптов на арабский язык на письме и в быту. Процесс этот начался еще в 9 в., когда греческий язык окончательно вышел из употребления в делопроизводстве и появились первые коптские юридические документы на арабском. Концом 10 в. датируются самые ранние переводы на арабский коптской литературы, а также оригинальные богословские и полемические сочинения на арабском языке, принадлежащие Севиру ибн аль-Мукаффа, епископу Ашмунайна. Наиболее быстрыми темпами арабизация шла в среде городских нотаблей. Монастыри, напротив, оставались консервативными хранителями традиции, где долгие века переписывали коптские тексты, составляли грамматики, копто-арабские словари и искусственно культивировали коптскую литературу и литургию. Объем юридических, исторических и богословских текстов коптов на арабском языке (т. н. копто-арабская литература) заметно вырос в 11 в. В середине 12 в. произошел частичный переход на арабский язык богослужения. В 13 в. копто-арабская словесность пережила свой золотой век. Богословы из семейства аль-Ассаль подготовили полный арабский перевод Библии и свод канонических положений, определяющих правила жизни Коптской церкви. Последние оригинальные сочинения, а также церковные документы на коптском датируются 14 в. Как разговорный язык аграрной глубинки он сохранялся несколько дольше. Литургическое использование коптского продолжается до настоящего времени, хотя в быту все копты говорят на египетском диалекте арабского языка.
Копты в Средние века не воспринимали себя как замкнутую этноцерковь. Их самосознание определялось религиозными, а не этническими категориями. Самым частотным самоназванием средневековых коптов было «христиане» («ан-насара»). В официальной документации коптской Александрийской патриархии начала 12 в. фигурировали такие варианты коптских самоназваний, как «христиане», «православные» («ортодокс»), «(египетские) яковиты» (термин, обозначавший на средневековом Востоке приверженцев монофизитской церкви; восходит к имени одного из лидеров монофизитского движения Иакова Барадея). Самоназвание «копты» также употреблялось, сама церковь называлась «Яковитская коптская (аль-Йакубийа аль-кыбтиййа)». При этом копты отличали себя от иноязычных единоверцев-монофизитов: армян, эфиопов, нубийцев. Легче всего ассимилировались в коптской среде сиро-яковиты, носители той же арабоязычной культуры, что и христиане Египта. Некоторые коптские патриархи и книжники были по происхождению сирийцами.
Мамлюкская эпоха в истории Ближнего Востока (1250–1517) характеризовалась ростом религиозной нетерпимости в мусульманской среде и периодическими гонениями на инаковерующих («столетие гонений» между 1260-ми и 1360-ми гг.). Преследования сопровождались массовой исламизацией коптов, прежде всего светской элиты – чиновников и врачей; разрушением множества церквей и конфискацией церковных земель. Следствием этого стал кризис церковной организации и культуры коптов, значительное сокращение их численности. К середине 14 в. в коптской среде почти прекратилось литературное творчество и иконописание.
Упадок коптов продолжался и в первые века османского владычества (т. е. с начала 16 в.): были утрачены культурные достижения прошлого, пришли в запустение почти все монастыри, исчезла бо́льшая часть епископских престолов (оставшиеся были сосредоточены главным образом в Верхнем Египте). Коптский патриарх выступал как глава общины и обладал многими прерогативами светской власти, в частности сбора налогов со своей паствы, решения её семейно-брачных и имущественных дел. Власть патриархов периодически оспаривала светская элита коптов (архонты) – служащие административно-финансового аппарата и секретари мамлюкских беев, обладавшие значительными финансовыми ресурсами. В середине 17 в. светская знать одержала верх в противостоянии с высшим духовенством и получила возможность определять кандидатуры патриархов и контролировать церковную экономику. Благодаря материальной поддержке архонтов в 18 в. началось духовное возрождение коптов – восстановление церквей, подъём монастырей, возрождение иконописи.
В Новое время некоторая часть коптской общины перешла в католичество, протестантизм или отошла от религии. Тем не менее на них распространяется наименование «копты», которое, таким образом, снова превращается из конфессионального понятия в (суб)этническое.
Численность коптов на рубеже 18–19 вв. оценивалась в диапазоне 150–360 тыс. (5–8 % населения) с заметной концентрацией в отдельных районах Верхнего Египта. Во 2-й половине 19 в., по мере знакомства Египта с европейской культурой и распространения современного образования в коптской среде, у коптов произошел новый культурный подъём и волна церковного обновления. Эти процессы сопровождались традиционной борьбой за лидерство между патриархами и светской знатью, сформировавшей в 1874 г. Совет общины, который претендовал на управление благотворительными и образовательными учреждениями коптов и представительство их интересов перед мусульманскими властями.
На начало 20 в. коптов насчитывалось 650 тыс., что составляло 7 % населения страны. При этом коптская элита контролировала 20 % экономики и занимала 40 % государственных должностей. После Первой мировой войны в Египте начался подъём национально-освободительного движения, направленного против режима британского протектората. Коптская община поддержала египетских мусульман в борьбе за независимость (которая была достигнута в 1922); это было время наибольшего вовлечения коптов в политику.
В 1920-х гг. доля коптов в населении Египта достигла наивысшего значения – 8,6 %. Однако в государственном аппарате в результате политики распределения должностей по конфессиональному принципу численность христиан сократилась до 9 %. Под давлением исламских фундаменталистских движений власти стали ужесточать политику в отношении религиозных меньшинств.
Революция «Свободных офицеров» 1952 г. привела к построению подчеркнуто светского политического режима. Коптская церковь была поставлена под плотный контроль государства. Социалистические реформы Г. А. Насера подорвали позиции коптской буржуазии, главного спонсора церковных и общественных структур египетских христиан. В итоге патриархия сумела окончательно оттеснить светских лидеров от участия в управлении церковными делами.
С приходом к власти в Египте А. Садата было ослаблено давление на исламских фундаменталистов, что привело к нарастанию антихристианских настроений в обществе и межрелигиозным столкновениям (1971, 1972, 1981). Коптский патриарх Шенуда III, отстаивая права своих единоверцев, вошел в конфликт с правительством Садата, в результате чего был отстранён от власти и отправлен в ссылку. После освобождения патриарха при президенте Х. Мубараке Коптская церковь демонстрировала полную лояльность властям.
Доля коптов в населении Египта со 2-й половины 20 в. неуклонно сокращалась из-за более высокой рождаемости у мусульман. В 1960 г. коптов насчитывалось 1,9 млн (7,3 % населения), в 1986 г. – 3 млн (6 %). По оценке на 2013 г., численность коптов достигала 4,3 млн (5 %). Около 2/3 общины проживали в Верхнем Египте (наибольшая концентрация в мухафазах Асьют и Эль-Минья, 18–20 % от всего населения), 22 % – в Каире, 7 % – в Александрии. С эпохи Г. А. Насера началась массовая эмиграция коптов за рубеж, где возникли коптские епархии и монастыри, в частности в США и Австралии. Численность коптской диаспоры оценивается в 1 млн человек. Впервые со времен Средневековья начался переход коптов в ислам. Процессы эмиграции и исламизации значительно усилились на фоне межрелигиозных конфликтов в годы «арабской весны» и правления исламистов в Египте (2011–2013).
В 20 в. в коптской среде появились националистические течения, воспринимающие коптов как особую нацию и выдвигающие проекты различных форм национального самоопределения. В то же время большинство современных коптов, сохраняя свою христианскую идентичность, отождествляют себя с египетской нацией.
Копты используют собственный календарь, восходящий к древнеегипетскому солнечному календарю. Он насчитывает 12 месяцев по 30 дней и добавочный месяц с 5 или 6 (в високосный год) днями. В мусульманском Египте коптский солнечный календарь использовался в налоговой документации, определении сроков разлива Нила и сельскохозяйственных работ. Год начинается 29 или 30 августа по юлианскому календарю (11 или 12 сентября по григорианскому). Копты применяют летоисчисление по «эре мучеников» (Anno Martyrim), начинающейся со вступления на престол римского императора Диоклетиана, известного жестокими гонениями на христиан (284).