Амхара
Амха́ра (амхарцы; современное самоназвание – амара, устаревшее самоназвание и этноним на тигринья – амхара), эфиосемитский народ в Эфиопии, второй по численности народ страны (после оромо).
В Эфиопии амхара насчитывали 19,9 млн человек, или 27 % населения (2007, перепись). Являются основными жителями северных и центральных областей Эфиопского нагорья, т. е. современного региона Амхара и города-региона Аддис-Абеба, но значительно представлены во всех регионах страны. Основной ареал – исторические области Бэгемдыр (Гондэр), Годжам, Шоа и Уолло. За пределами основного ареала проживают также в диаспоре: в странах арабского мира и Африки – в Судане, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах, Эритрее, Джибути, Сомали, Сомалиленде, Южном Судане, Кении, Египте, Ливии; в Северной Америке – главным образом в Соединённых Штатах Америки и Канаде; в Западной Европе – особенно в Германии, Италии, Великобритании, Швеции, Нидерландах, Норвегии и др. Общая численность около 30 млн человек (2021, оценка ООН).
Этимология названия неясна. Наиболее правдоподобные из целого ряда возможных версий – от выражений «свободный народ» и «красивый народ». Говорят на амхарском языке (амаринья), относящемся к южной подгруппе эфиосемитской (абиссинской) группы семитской ветви афразийской семьи языков.
Верующие – в основном православные монофизитского толка (Эфиопская православная церковь Тевахедо), часть амхара исповедует ислам суннитского толка (в частности, на юге исторической провинции Уолло); есть протестанты, католики и иудеи.
Языковая ситуация
Амхарский язык – второй крупнейший семитский язык после арабского. По общему числу носителей является крупнейшим языком Эфиопии и Африканского Рога, а также входит в число крупнейших языков Африки. Помимо амхара, для которых он является родным, этим языком в качестве родного или второстепенного пользуется около половины населения Эфиопии. В общей сложности на нём говорят порядка 90 млн человек.
Диалектные различия в основном незначительны, выделяются следующие идиомы: шоанский, годжамский, гондэрский (бэгемдырский) и уолло – по названиям исторических областей. Такое деление не является строго диалектологическим, оно условно и базируется в основном на историко-географическом принципе (например, идиом, распространённый на крайнем севере Уолло в области г. Сэкота, достаточно выраженно отличается от идиома, распространённого на юге Уолло в области г. Комбольча, близкого к северношоанскому). Диалектные различия проявляются в основном в области лексики и фонетики и в меньшей степени морфологии. Уровень взаимопонимания между носителями разных диалектов, за некоторыми исключениями, высочайший. Современный язык литературы и средств массовой информации базируется на шоанском идиоме (прежде всего г. Аддис-Абеба). В областях Эфиопии, где амхарским владеет основная часть населения, на нём ведётся преподавание в младших и средних классах. Кроме того, вне зависимости от административного региона Эфиопии, амхарский является обязательным предметом средней школы. Амхарский язык и литературу изучают во многих университетах страны. По Конституции Эфиопии, амхарский является рабочим языком федерального правительства. Также играет роль средства межэтнического общения. Двуязычие или многоязычие среди амхара распространено не столь широко, как в случае с другими народами страны, и в какой-то степени представлено в областях региональных и государственных границ страны.
Исторический очерк
Формирование амхара относится к 13 – началу 14 вв. В Эфиопской империи имели привилегированный статус. На протяжении 16–20 вв. контакты амхара с европейцами были значительно менее интенсивными, чем в других регионах Африки. Эфиопия находилась под властью (оккупацией) Италии только с 1935 по 1941 гг. и вследствие этого избежала полномасштабной колонизации.
В начале 21 в. европейское влияние в культуре амхара и других народов страны заметно меньше, чем в других африканских странах. Амхара и их язык исторически обладают доминирующим положением в стране. Культура амхара является важной составляющей общеэфиопской национальной культуры.
Понятие «амхара» может использоваться и как надэтническая категория, которую эфиопская элита утверждала в качестве престижной идентичности. «Амхаризация» других народов Эфиопии происходила как стихийно (так, в северном Уолло пришлые оромо стали называть себя амхара), так и путём политических решений (политика амхаризации при Хайле Селассие I). Вероятно, понятие «амхара» изначально носило сословный, а не этнический характер (Чернецов. 1977).
В прошлом у амхара в роли языка литературы выступал геэз, классический язык Эфиопии, в 21 в. используемый, в частности, в качестве литургического Эфиопской и Эритрейской православными церквами. Прочная амхарская литературная традиция начинает складываться со 2-й половины – конца 19 вв., однако наиболее ранние из известных свидетельств записей на амхарском языке датируются 14 в. (военные или царские песни). Среди оригинальных видов литературы выделяется жанр кыне – традиционная эфиопская поэзия, особенно религиозная. Оригинальна поэтическая форма сэмынна-уорк (с амхар. «воск» и «золото») – искусство составления поэтических произведений со скрытым смыслом, игрой слов. В 21 в. литература на амхарском языке представлена разнообразными жанрами.
Этнографическое описание
Традиционная культура типична для народов Восточной Африки. Степень сохранности традиционной культуры высока.
Традиционно ведут оседлый образ жизни. Основу хозяйства составляют пашенное земледелие (злаковые – тефф, пшеница, сорго; бобовые; кофе) и скотоводство. Также занимаются пчеловодством и собирательством, практикуется рыболовство.
Ремёсла включают кузнечное дело, гончарное производство, ткацкое дело, в том числе узорное ткачество, плетение, кожевенное ремесло, резьбу по дереву, живопись, ювелирное дело. Ранее были распространены безземельные профессиональные страты – гончары, кузнецы, кожевники, ткачи, объединённые термином буда – по названию мифического злого духа, которым, как считалось, эти группы были одержимы. Местами сохраняются и поныне. Существует поверье, что буда могут наводить порчу и обращаться в гиен по ночам.
В традиционной архитектуре выделяются глинобитные или каменные дома-хижины, как правило округлой формы, а с недавнего времени и прямоугольной, с конической крышей, покрытой травой и соломой; распространены также небольшие круглые в плане постройки с конической крышей и стенами из дерева или бамбука – годджо, годджо-бет. Для христианского монастырского зодчества характерны также высеченные из камня монолитные церкви.
Традиционной одеждой амхара служат разнообразные накидки и шали из хлопка (общее название шэмма) разных размеров и плотности. Можно выделить некоторые из них: нэтэля – лёгкая однослойная накидка, шаль; габи, или кута, – многослойная накидка; кэмис – женское платье с вышивкой. Ключевым элементом женских причёсок являются разнообразные косички.
Амхарская кухня включает блюда из злаковых, бобовых, овощей, говядины, баранины, козлятины, куриного мяса, рыбы, молочных продуктов. Подобно иудеям и мусульманам, православные амхара не употребляют в пищу свинину. Широко используются пряности и специи, важную роль играют жгучие красный и зелёный стручковые перцы. За исключением некоторых зерновых и мучных похлёбок, супы не типичны для традиционной пищи амхара.
Основу питания составляют большие плоские, довольно эластичные пористые серо-коричневые лепёшки ынджэра, которые готовятся из жидкого дрожжевого теста, обычно на основе эндемичного злака тефф (Eragrostis tef). На такой лепёшке всегда подаётся и употребляется основное блюдо (пищу берут кусочками инджэры). К числу основных блюд относится уот – разнообразные густые соусы и рагу, приготовленные с добавлением молотого красного стручкового перца, мясные или постные; существует вариант уота без перца – аллычча. Нарезанную широкими полосками ынджэру иногда подают в виде рулетов. Особенностью амхарской кухни является употребление сырого мяса.
К числу традиционных алкогольных и безалкогольных напитков относятся: домашнее пиво тэлля [для его приготовления обычно используют лепёшки из дагуссы или сорго, а также сусло из ячменного солода с веточками и листьями гешо (Rhamnus prinoides)], хмельной мёд тэдж (схожий с медовухой слабоалкогольный напиток на основе мёда, веточек и листьев гешо и других ингредиентов), безалкогольный или слабоалкогольный медовый напиток бырз, а также бэссо – напиток на основе пассерованной ячменной муки.
Важное место в культуре амхара и других народов Эфиопии занимают кофе и кофейные церемонии. Традиционно кофе готовит женщина или девушка, которая сидит на табуретке перед очень низким кофейным столиком и небольшой жаровней с углями. Зелёные зёрна кофе сначала промываются, а затем обжариваются в небольшом металлическом сосуде с длинной ручкой, с которым хозяйка затем обходит гостей, позволяя им оценить аромат. После этого зёрна измельчаются при помощи песта и ступки. Молотый кофе затем варится в глиняном кофейнике. После закипания кофе отстаивается. Разливается приготовленный напиток обычно трижды, после каждого раза в кофейник доливается вода, и напиток снова доводят до кипения. Нередко к кофе предлагается попкорн (фэндыша).
Заметное влияние на эфиопскую, а вместе с ней и амхарскую кухню оказала итальянская. В городах можно встретить местные варианты минестроне, лазаньи или пиццы. Несложные блюда из макаронных изделий популярны повсеместно. В кафе привычны заимствованные у итальянцев кофейные напитки.
Амхарское общество патриархально, семья играет в нём ключевую роль. Браки носят экзогамный характер и формально не разрешены до седьмого колена родства, а также если в роду одной из сторон были буда или прокажённые. Брачное поселение, за редкими исключениями, патрилокальное.
Заключению брака предшествует сватовство (родители жениха отправляют в дом невесты свата шымагылле). В случае согласия назначается день вручения подарков (тылёш). Друзья жениха (свидетели – мизе) передают невесте одежду и ювелирные украшения. Свадьба обычно происходит по субботам и воскресеньям. Жених вместе с сопровождающими отправляется в дом невесты, где происходит свадебный пир. Затем процессия направляется в дом жениха, где праздник завершается. Невеста остаётся в доме жениха. Через несколько дней после свадьбы семья жениха вместе с невестой навещает её родителей [мэльс – возвращение (невесты)]. Через два дня семья невесты провожает новобрачных обратно в дом жениха (кылыккыль – смешение, интеграция).
Амхарская культура глубоко пронизана христианством. Важное место в праздничном календаре отводится основным христианским праздникам: Мэскэль (Воздвижение Креста Господня), Тымкэт (Крещение), Гэнна (Рождество), Фасика (Пасха).
Музыкальная культура
Характерна закреплённость видов музыки за определёнными социальными группами. Сохранились касты профессиональных музыкантов: певцы-сказители азмари (поют в сопровождении собственного аккомпанемента на смычковом инструменте мэсэнко); церковные музыканты-христиане дэбтэра, исполняющие литургические песнопения зема (традиция зема была основана святым Яредом в 6 в.) и связанный с ними танец аккуаккуам; городские певцы лалибэла (мн. ч. лалибэлоч; импровизировали на улицах городов, как правило, в обмен на еду и другие подаяния). До недавнего времени было распространено сольное музицирование хамар во время праздников. В 20 в. распространились дуэты, участвующие в свадебных церемониях и поминальных службах (мужчина распевает импровизированный текст, а женщина повторяет рефрен).
Национальный танец амхара – ыскыста (ключевые элементы данного танца – активные движения головы, шеи и плеч).
Среди музыкальных инструментов: хордофоны – бегэнна, крар (щипковые), мэсэнко (смычковый); аэрофоны – бамбуковая флейта уашинт, металлическая или бамбуковая свирель ымбильта, трубы мэлекэт, светский церемониальный рог ходудва; мембранофоны – цилиндрический двусторонний барабан кэбэро, литавры нэгарит (наряду с другими инструментами атрибут придворной музыки); идиофоны – бронзовый или серебряный систр цэнацыль (сопровождают литургическое пение), литофон доуоль (применялся в церквах для призывов к молитвам, в 21 в. также изредка встречается).